Анатолий Ярмоленко: «Называть нас ретро-ансамблем — несправедливо»

Денис БОЧАРОВ

15.11.2016

Если, проводя параллель со спортом, попытаться представить некий условный пьедестал почета для лучших отечественных ВИА, то его вполне могли бы занять коллективы из Белоруссии: «Песняры», «Верасы», «Сябры». Почему бы и нет? Ведь лучшие их произведения с течением времени нисколько не утратили очарования, свежести, актуальности и народной любви.

В рамках цикла, посвященного вокально-инструментальным ансамблям Советского Союза, о первых двух группах «Культура» уже рассказывала. Пришла пора замкнуть цепочку, тем более и повод подходящий: «Сябры» сейчас выступают с концертами в рамках тура, приуроченного к 45-летию творческой деятельности. Наш собеседник — бессменный лидер проекта Анатолий Ярмоленко, который, к слову, на днях отметил день рождения.   

культура: Насчет даты образования «Сябров» существуют разночтения. Будьте добры, проясните ситуацию. 
Ярмоленко: Юридически наше название было закреплено в 1974-м: тогда мы стали дипломантами республиканского конкурса артистов эстрады. Хотя известное ныне наименование появилось у ансамбля годом раньше. Сам же работаю на профессиональной сцене с 1969-го — тогда на базе Гомельской филармонии стартовала моя артистическая карьера. Словом, как ни крути, круглой цифры в этом году не получается, верно? Поэтому «юбилей» в данном случае — понятие, скорее, условное. Впрочем, на период гастролей все же выпадут круглые даты — как моя личная, так и некоторых других участников коллектива: в обозримом будущем их отметим. Но главное все равно не в этом. Я так скажу: после сорока лет, проведенных на сцене, каждый новый тур незазорно считать юбилейным (смеется). Творческим составам, которым удалось устоять на протяжении столь внушительного отрезка, сохранив при этом завидную активность и благосклонность публики, необычайно повезло.  

культура: И в чем же состоит эта активность сегодня? Что на текущий момент представляет собой вокально-инструментальный ансамбль «Сябры»?
Ярмоленко: Самый что ни на есть работоспособный «пламенный мотор». Постоянно гастролируем. По большому счету никогда не переставали этого делать. Даже когда все ВИА развалились (впрочем, у меня такое впечатление, что они сами себя приговорили), «Сябры» связи со зрителем не теряли. 

Откровенно говоря, мне аббревиатура ВИА не очень нравится. Всегда утверждал: мы просто ансамбль. Этот термин настолько самодостаточен, что в дополнительной расшифровке не нуждается. Слаженное пение, грамотное владение инструментами, «вкусные» аранжировки — понятие «ансамбль» все это уже подразумевает. А приставка «вокально-инструментальный» лишь вносит излишнюю сумятицу... 

Конечно, определенные проблемы были и у нас: в связи с введением в начале 90-х границ ушли некоторые музыканты, поскольку в «Сябрах» работали представители разных республик. Однако мы смогли эти сложности преодолеть. 

Помимо активной гастрольной деятельности регулярно трудимся в студии. Репертуар периодически обновляется. Стараемся находиться, как это принято сейчас говорить, в тренде. Неизменно настаиваю: надо быть не модными, а современными. Можно сказать, в этом и заключается творческое кредо группы. Внимательно следим за музыкальными тенденциями, настроениями и, по мере возможностей, вкрапляем их в звуковую и сценическую палитру. Работаем над новым альбомом, а в самом ближайшем будущем выйдет концертный DVD — надеюсь, по этому видеодокументу удастся составить полное и яркое впечатление о том, чем «Сябры» являются сегодня. 

культура: Как зал реагирует на Ваши свежие композиции? Ведь не секрет, что основная часть аудитории приходит, чтобы услышать нетленные хиты: «Алеся», «Шумите, березы», «Завалинка», «Печки-лавочки», «Глухариная заря».
Ярмоленко: Само собой, лукавить здесь бессмысленно. Но мы поступаем следующим образом. Перед началом концерта выхожу к зрителям и сообщаю: хотим продемонстрировать новинки, показать, чем коллектив дышит. Поэтому в первой части программы исполним то, что считаем нужным, а во второй сыграем вещи, без которых вы нас все равно не отпустите. То есть устроим неизбежный концерт по заявкам. Таким образом, постепенно вводятся новые песни, и, насколько я могу судить, они принимаются довольно тепло, а значит, закрепляются в концертном репертуаре. 

Кстати, такие слова, как «ретро» и «ностальгия» я недолюбливаю. В них сквозит какая-то безысходность. Но называть нас ретро-ансамблем было бы по меньшей мере несправедливо.   

культура: Возвращаясь к разговору о датах и цифрах... В этом году ведь исполнилось 35 лет с того момента, как Вы официально стали художественным руководителем коллектива. Многое ли изменилось за истекший срок? 
Ярмоленко: Сегодня мы уже не так настойчиво делаем ставку на многоголосие, поскольку реалии, увы, изменились. Классическое ансамблевое пение подразумевает ровно, гармонично выстроенный голосовой баланс, без превалирования одной вокальной партии над другой. Но теперь все это звучит и выглядит не столь актуально — проще говоря, не работает, как прежде, не «выстреливает». Публика, к сожалению, в известном смысле испорчена: слаженное ансамблевое пение не в чести — вместо него есть просто основной солист и «бэк-вокалисты». А мы, повторюсь, живой, старающийся улавливать тончайшие вибрации музыкальный организм — поэтому вынуждены следить за тенденциями.

Однако искреннее и трепетное отношение к тому, что делаем, не претерпело никаких изменений. «Сябры» как были вне конъюнктуры, так и продолжают оставаться по сей день. Предпочитаем петь о чем-то лиричном, а значит, личном, близком каждому из нас: о прекрасных людях, природе, краях, где родился и вырос, местах, куда постоянно тянет. Это всегда востребовано, ибо апеллирует ко всем. Возможно, кстати, не в последнюю очередь именно поэтому недостатка в зрителях мы не испытываем. 

культура: Современная эстрада запружена ансамблями-клонами, то есть командами, эксплуатирующими один и тот же бренд. Как Вы относитесь к этому антифеномену — даже несмотря на то, что незавидная участь «Сябров» вроде бы миновала?
Ярмоленко: Мне такая ситуация, само собой, не по душе. Причем дело не столько в бездумном использовании прославленного имени, сколько в полной творческой несостоятельности подобных групп. Ну сделайте же вы, наконец, что-то свое! Хорошо, раз уж функционируете под известным брендом, то добавьте хотя бы свежей крови, внесите собственную лепту — самим же приятнее будет. А выезжать на громком имени исключительно ради заработка (ведь есть масса зрителей, не особо вникающих, кто именно перед ними в данный момент выступает, а значит, готовых платить клонам) — я этого не понимаю. Впрочем, каждому свое. Обвинять никого не хочу.

культура: «Сябры» в переводе с белорусского — «друзья». Можете ли сказать, что все в ансамбле являются таковыми? Насколько вообще фактор дружбы важен для раскрутки музыкального проекта? Или на первом плане стоят сугубо профессиональные отношения?
Ярмоленко: Когда только начинали, конечно же, все были друзьями. Материальная сторона вопроса нас тогда мало интересовала — стремились заявить о себе, достичь общей цели. Поэтому, кстати, и название выбрано такое — давно известно: «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Да и сейчас хорошие отношения продолжают играть важную роль — иначе получится, как в басне Крылова «Квартет»: «дерут, а толку нет».

Но при этом каждому участнику ансамбля важно отдавать самому себе отчет: у нас серьезный коллектив профессиональных музыкантов. В случае чего, никаких обид быть не должно. Скажу больше. Даже если порой приходится кого-то уволить, впоследствии при встрече он меня благодарит: дескать, спасибо, что тогда поступил так, твоя школа помогла встать на ноги, найти себя, состояться и в дальнейшем не затеряться по жизни. Профессионализм, работоспособность — обязательные слагаемые успеха любого коллектива, в том числе и творческого. Без этого, как говорится, деньги на ветер. Где нет порядка, там неизменно наступает бардак. 

культура: Выходит, Анатолий Ярмоленко — авторитарный руководитель?  Ваше слово — закон? Или творческие споры все же порой возникают? 
Ярмоленко: Понимаете, за столько лет совместной работы ребята научились — а может быть, привыкли — мне доверять. К мнению коллег прислушиваюсь, каждый имеет право прийти и высказать пожелания, внести предложения, которые порой претворяются в жизнь. 

Однако в целом условная творческая схема в «Сябрах» следующая: у меня есть мнение, и я его разделяю (смеется). Поэтому насчет того, какой именно я руководитель, мне судить сложно. Но попробую: эдакий жесткий лирический демократ с авторитарными наклонностями. Можно все это уместить в одном флаконе?