Никита Мндоянц: «У меня две задачи: выложиться перед публикой и получить удовольствие»

Евгения КРИВИЦКАЯ

18.08.2016

Победителем Международного конкурса пианистов в Кливленде стал 27-летний Никита Мндоянц. «Культура» поздравила его с успехом и расспросила о ходе состязания.

С отличием окончив Московскую консерваторию по классу фортепиано, Никита теперь здесь же учится в аспирантуре. Неоднократно он становился лауреатом музыкальных конкурсов в разных странах мира — как пианист и композитор, а в 2013-м вышел в финал престижного смотра имени Вана Клиберна в американском Форт-Уэрте. Нынешняя же победа принесла исполнителю значительную премию, сольный концерт в Карнеги-холле и, главное, пакет концертных турне — заветную мечту каждого молодого артиста. 

культура: Чем Вас привлек Кливлендский конкурс?
Мндоянц: Я много слышал о нем от моего учителя, выдающегося музыканта Николая Арнольдовича Петрова, работавшего в жюри смотра. Позже — от Александра Гиндина, завоевавшего первое место в 2007 году. Кливленд чем-то похож на конкурс Вана Клиберна в Форт-Уэрте, где я прошел в финал. Дана свобода выбора сочинений. В регламенте прописаны отдельные эпохи и стили, но ты можешь взять музыку по душе. Пианист получает шанс показать себя в наиболее выгодном качестве. Камерный тур, который обычно бывает в полуфинале, в Кливленде — часть борьбы за первое место. То есть вначале я играл квинтет Брамса — моим партнером стал известный американский квартет Escher. А потом уже концерт с оркестром.

культура: Помимо упомянутых, были еще международный конкурс имени Падеревского в Польше и ряд других. Что побуждает Вас продолжать соревноваться? 
Мндоянц: Все предыдущие смотры не давали стабильного концертного графика. Здесь же победителю гарантирован трехгодичный менеджмент: турне по Америке и по некоторым европейским странам. Сейчас как раз идет обсуждение деталей. 

культура: В финале конкурса имени Вана Клиберна Вы выбрали концерт Прокофьева, и это оказалось не совсем правильным решением. А вот Четвертый концерт Бетховена, сыгранный в Кливленде, принес удачу. В чем причина?
Мндоянц: Второй концерт Прокофьева — одно из моих любимых сочинений, но на тот момент я только выучил его и ощущал себя недостаточно комфортно. Что касается Бетховена, то так получилось, что последние полтора года он значится в моем репертуаре. За это время я успел вжиться в произведение и почувствовать себя в нем свободным. 

культура: Решающий тур с оркестром — всегда авантюра. Слишком многое зависит от дирижера и его профессионализма. Как сложилось на сей раз?
Мндоянц: Мы играли со знаменитым Кливлендским симфоническим оркестром под управлением приглашенного дирижера Тови Брамвелла. Он сам пианист, композитор и очень чутко к нам отнесся. Изыскал возможность для отдельной беседы со всеми финалистами. В течение часа мы могли обсудить каждую деталь, что, несомненно, способствовало установлению нужного контакта. 

культура: Вы следили за выступлениями соперников? 
Мндоянц: Нет, сосредоточился на себе, на подготовке к конкурсу, думаю, это во многом и позволило мне удачно выступить. Да и расписание не очень позволяло слушать других: туры длились по три дня.

культура: Как Вы настраиваетесь перед такими ответственными событиями? Есть, наверное, собственные ритуалы и приметы...
Мндоянц: На конкурсах ты не выбираешь, когда выходить на сцену, и если по жребию выпадают утренние часы, то бывает тяжело — не всегда успеваешь войти в нужное состояние. Мне повезло: я играл вечером, так что мог позаниматься, привести себя в техническую форму. Хотя, когда ждешь целый день, то волей-неволей остаешься наедине со своими мыслями. Но я стараюсь не думать о том, что решается моя судьба. Напротив, концентрируюсь на музыке, чтобы максимально выложиться перед публикой и самому получить удовольствие.

культура: Год назад Вы не прошли квалификацию конкурса имени Чайковского. Считаете, это было справедливо?
Мндоянц: Тогда в ходе отбора и после первого тура вылетело много ярких и талантливых ребят. Так что особых негативных эмоций у меня нет. Возможно, это был знак, что мне не нужно участвовать в данном состязании. Я переключился на подготовку к Кливленду и выиграл.

культура: Вы фаталист?
Мндоянц: В какой-то мере — да. Считаю, судьба нас ведет.

культура: Вас ждет интенсивная концертная деятельность. Не забудете о композиторском творчестве?
Мндоянц: Сочинение музыки — в большей степени мыслительный процесс. Когда все складывается в голове, переношу идеи на бумагу. Надеюсь, на это время найдется.

культура: А как возникает импульс для создания произведения?
Мндоянц: Чаще всего ко мне обращаются музыканты и просят написать для них. Например, профессор Московской консерватории Александр Винницкий заказал скрипичный концерт и планирует исполнить его в апреле 2017 года. Для меня хороший стимул — иметь определенный повод и знать дату, когда услышу свое произведение.