К Прокофьеву — без компромиссов

Евгения МИШИНА

17.03.2016

Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества отметил 125-летие выдающегося композитора Сергея Прокофьева.

Свое приношение грядущему юбилею оркестр сделал загодя, исполнив в течение февраля в шести московских залах, в том числе в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя, программу из сочинений композитора.

Прокофьев — плодовитый автор, создавший восемь опер, семь балетов и столько же симфоний, инструментальные концерты, хоровые кантаты, музыку к фильмам, театральным постановкам и многое другое. Есть мелодии, узнаваемые даже неофитами, например Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» или же «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». Есть сочинения трудные, логика которых требует разгадывания. Прокофьев в жизни отличался колкостью манер, неуживчивым независимым нравом и в то же время добротой к тем, кого любил. Полярность настроений, их резкая смена, острая шутка, гротеск, взрывчатость динамики и огромное жизнелюбие — вот лишь некоторые характерные для прокофьевских опусов черты. 

Выбор Д. Орлова, как всегда, бескомпромиссен: «Петя и волк» — не единственное доступное пониманию юных слушателей творение классика. Кредо маэстро — дети должны погружаться в музыку любой сложности, улавливая ее смысл на уровне эмоций, тембров, смен движения и ритма. Конечно, знать что-то о произведении надо, и с ролью проводницы в прекрасный мир классики справляется музыковед-лектор из Московской филармонии Наталия Панасюк. Но информация о времени создания, об образах и смыслах — лишь путеводная нить в мир звуков, рождаемых оркестром. 

Сергей Прокофьев постоянно в фокусе внимания этого коллектива. В гастрольные поездки по Европе, в текущие проекты включаются и концерты, и симфонии. В сезон, когда праздновали годовщину Отечественной войны 1812 года, дирижер представил фрагменты оперы «Война и мир», показав, как «оживают» герои великой эпопеи Л.Н. Толстого. 

В этот раз обратились к наследию Прокофьева-пианиста, к его Третьему фортепианному концерту. Солисткой пригласили замечательную молодую исполнительницу Татьяну Колесову, обладательницу престижных лауреатских званий на конкурсах в Лидсе, Сиднее, имени Грига в Осло, имени Гёзы Анды в Швейцарии и многих других. В ее игре ощущается конкурсная бойцовская закалка. Виртуозная сторона Третьего концерта удалась Татьяне безукоризненно: она исполнила все головоломные пассажи с задором и даже лихостью, не забывая, что важно, об образной стороне музыки. 

Первая часть пролетела стремительным потоком, точно направляемым Д. Орловым, а во второй части исполнители перенесли нас в эпоху галантных празднеств, предложив в качестве темы церемонный гавот. В последующих вариациях происходят удивительные метаморфозы — мелодия то таинственно парит, то звучит наступательно и жестко. Финал вышел демоническим танцем, захватывающим в свое кружение все мироздание. Дети от мала до велика слушали как завороженные эту беспокойную, бурлящую музыку, захваченные ее ритмическим напором. 

Одну из программ прошлых лет Д. Орлов посвятил воплощению трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира в музыке. Центральное место в ней заняли номера из одноименного прокофьевского балета. Они же прозвучали теперь как большая сюита в Зале церковных Соборов в Храме Христа Спасителя. Как известно, композитор после премьеры сделал две сюиты для концертного исполнения. Дирижер соединил фрагменты на свой вкус, соблюдая логику повествования. После драматического вступления все начинается тяжеловесным танцем рыцарей, потом следует дефиле героев — Джульетты-девочки, озорницы и непоседы, патера Лоренцо, давшего столь неудачные советы молодым влюбленным. В танцах вновь возвращается токкатный бег, переходящий в утреннюю суматоху... Картины безмятежной идиллии, радостного восхищения жизнью прерываются грандиозной сценой гибели Тибальда. Рваные фразы тутти оркестра, словно удары хлыста, переводят повествование в трагедийный план. Две финальные части подводят итог «печальной повести»: молодые люди должны разлучиться, их прощание полно страсти и окрашено предчувствием печали. В следующий раз Ромео увидит Джульетту в склепе, недвижимую, и примет яд, чтобы не разлучаться с юной невестой никогда. 

Музыка балета в своем воплощении требует огромного мастерства — инструменты в постоянном диалоге между собой, здесь много соло духовых, от флейты, гобоя до тубы, и оркестр Д. Орлова достойно воплотил все красоты этой роскошной партитуры.

Чтобы не завершать концерт на печальной ноте, на бис был исполнен «Пушкинский вальс», созданный Прокофьевым в 1949 году, к 150-летию со дня рождения поэта. Атмосфера бала, аромат «старых времен», воскрешенные в этой пьесе композитором, оставили светлое впечатление.