Борис Березовский: «Конкуренция прибавляет куража»

Евгения КРИВИЦКАЯ

17.02.2016

5 марта, в день смерти Сергея Прокофьева, в Большом зале Консерватории прозвучат фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», а также Второй фортепианный концерт. За пульт Симфонического оркестра студентов Московской консерватории встанет художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов. Солист — Борис Березовский. В перерыве между гастрольными турами пианист ответил на вопросы «Культуры».

культура: Каково Ваше отношение к Прокофьеву?
Березовский: Прокофьев — такая махина, его наследие столь обширно и разнообразно! Чтобы узнать его по-настоящему, требуются некоторые усилия и время. Пока в моем репертуаре — первые три фортепианных концерта, из сонат исполняю Седьмую и собираюсь выучить Восьмую.

культура: Собираетесь расширить горизонты?
Березовский: Обязательно, тем более что в Год Прокофьева появится возможность услышать многие редкие вещи. 

культура: Когда обсуждался вопрос о приглашении солиста в благотворительный концерт к 150-летию Московской консерватории, маэстро Темирканов сразу назвал Ваше имя. Вы постоянно с ним выступаете?
Березовский: Да. Юрий Хатуевич очень тепло ко мне относится. После Москвы мы повторим эту же программу в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, далее в сезоне у нас Третий концерт Рахманинова в Копенгагене. 

культура: Вы выпускник Московской консерватории, обладатель первой премии конкурса имени Чайковского. Но в 90-е все бросили и уехали жить в Европу. 
Березовский: Это смутные годы, передо мной тогда открывался другой мир, казалось, интересный. Теперь понимаю, что все-таки проиграл...

культура: Минувшей осенью прошел Ваш фестиваль «Музыка земли». Расскажите о концепции смотра и продолжении проекта.
Березовский: Впервые в программах одного фестиваля, на одной сцене встретились академическая и современная этническая музыка. Со всей России съехались очень яркие фольклорные ансамбли. Надеюсь, в этом году «Музыка земли» обретет международный статус. Обожаю и грузинскую, и румынскую, и японскую, и индийскую традиционные культуры, хотелось бы все это показать в Москве. В следующий раз хотел бы сдвинуть фестиваль на лето, чтобы приглашенные коллективы могли выступать на открытой площадке. Два месяца будут идти концерты, потом проведем конкурс и, как и в прошлом году, завершим его гала-концертом в День народного единства, 4 ноября. Я много лет занимаюсь темой «фольклор и классика», и, по моим наблюдениям, народные музыканты всегда пользуются гораздо большим успехом, чем академические артисты. Мы им проигрываем, но я этого не боюсь. Я — за конкуренцию. Это прибавляет куража. 

культура: Не планируете сменить клавиши на струны и выйти на сцену с еще одним известным Вам инструментом — балалайкой?
Березовский: Ни в коем случае. Я пианист, мне в моем мире очень уютно. Пусть каждый занимается своим делом. 

культура: 19 февраля отмечается 70-летие композитора Александра Чайковского. Вы ведь с ним дружите и принимаете участие в его юбилейных концертах?
Березовский: Люблю его произведения за неожиданность и непредсказуемость. Его музыка смешная и трогательная. К сожалению, он мало написал для фортепиано, больше — для театра. После нашей совместной работы в жюри «Музыки земли» Александр Владимирович загорелся идеей сочинить Концерт для фортепиано и народных инструментов. Жду с нетерпением — это будет необычно и дерзко. 

культура: Как Вы познакомились с его творчеством?
Березовский: Попал на постановку его оперы «Один день Ивана Денисовича». Половина зала, в том числе и я, плакала от потрясения. Там много сильных моментов, например, последний монолог героя. Осознаешь меру вещей, то, через какие испытания прошли эти люди. Недавно в Бельгии слушал его «Этюды в простых тонах» — исполнял Юрий Башмет с Юношеским оркестром. Мои друзья-бельгийцы — профессиональные музыканты — были в восторге: музыка ни на что не похожа, в ней нет клише.

Последний опус Александра Чайковского — Двойной концерт для скрипки и виолончели — красивейшая вещь. Он феноменальный профессионал, умеет работать с материалом и знает, как сделать, чтобы публика не скучала.

культура: Лето прошло под знаком Конкурса имени Чайковского, где Вы работали в жюри. Думаете, не ошиблись ли с оценками?
Березовский: Здесь как на скачках: кто-то запаздывает на старте, но потом резко вырывается вперед и приходит первым. Предсказывать сложно, но я бы все-таки поставил на Дмитрия Маслеева: мне кажется, что через 3–4 года он обскачет многих, даже невероятно талантливого и обаятельного Люку Дебарга. 

культура: Я видела Вас на послеконкурсных выступлениях Дебарга — Вам импонирует его творчество?
Березовский: Он мне дико нравится, так как пробудил забытые чувства восторга и преклонения перед музыкой. Его появление вызвало у многих шоковую реакцию, у меня в частности. Люка — безумно увлеченный человек, и скажу, что нам повезло, что он приехал в Москву и внес интригу в течение конкурса, всколыхнул общественность в вопросе музыкального образования. Самоучка, он пришел и стал лауреатом. Чем-то это напоминает историю Рихтера. Он также приехал из Одессы в Московскую консерваторию, без всякого диплома, его согласился прослушать Генрих Нейгауз, и вдруг открылся грандиозный талант. Общее, что приходят «непрофессионалы» и побеждают дипломированных специалистов.

культура: Вы только что вернулись с гастролей во Франции...
Березовский: Уже много лет участвую в фестивале Рене Мартена La Folle Journee в Нанте. В нем найдена формула, отражающая масштаб нашего мира. Концерты проходят повсюду в городе, каждый час, исполняется бесконечное количество шедевров. 

культура: Фольклор в программе представлен?
Березовский: Конечно. Приезжали ансамбли из Бурунди, Ирана, японские музыканты. «Безумный день» попробовали сделать в Екатеринбурге, первый фестиваль прошел осенью — успешно. Надеюсь, что российской публике он придется по вкусу.