Новая история для Консерватории

Августин СЕВЕРИН

30.06.2017

В столице этим летом ведутся десятки реставрационных работ. Обновляются памятники истории и архитектуры, самый знаменитый из которых — Московская государственная консерватория. На днях в полную силу заработал один из первых в столице концертных залов — Рахманиновский, в ближайшие месяцы завершится обновление всего третьего корпуса главного музыкального вуза России. 


Обретение витража

Восстанавливать МГК начали в 2010-м, а уже год спустя был готов Большой зал. К открытию известнейшей концертной площадки страны в фойе был восстановлен огромный — около 20 кв. м — витраж «Святая Цецилия».

С XVI века Цецилию Римскую почитают как покровительницу церковной музыки, поэтому неудивительно, что именно ее изображение украсило открытое в 1901 году здание Консерватории. Панно создали в Петербурге, в ателье торгового дома «М. Франк и К», и на момент установки оно было одним из самых крупных в России, уступая лишь «Воскресшему Христу» в Исаакиевском соборе (28,5 кв. м).

В 1941-м возле Консерватории упала бомба, и знаменитый витраж осыпался. Его воссоздали в петербургской мастерской В. Лебедева по дореволюционным фотографиям, а также чудом сохранившимся обмерному чертежу и отдельным фрагментам художественной композиции. Кстати, освятил витраж бывший студент Московской консерватории, ныне митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). 

В 2012-м сдали в эксплуатацию корпус в Среднем Кисловском переулке — после реконструкции там появилось дополнительно 40 учебных классов, а через год был отреставрирован Второй учебный корпус и Концертный зал имени Мясковского (Белый зал).

Сохранить дух

По словам главы столичного департамента градостроительной политики Сергея Левкина, обновление комплекса ведется в четыре этапа и будет завершено до 2020 года.

— Сейчас закончена работа по Рахманиновскому залу, он входит в определенный этап, называемый «Реконструкция и реставрация третьего учебного корпуса с Рахманиновским залом», — пояснил чиновник.

Его восстановление — очень важная веха в жизни вуза, подчеркнул ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов.

— Мы находимся в сакральном пространстве, — отметил он. — Зал имел статус федерального памятника, в то время как вся Консерватория получила его лишь год назад, до этого она была памятником регионального значения. Это объективная оценка, потому что изначально зал строился для синодального училища, то есть для тех хоров, которые исполняли церковную музыку. Здесь совершенно особая акустика: по периметру потолка специальные отверстия, так называемые голосники. Не так давно на сцене выступал наш хор, наследник великой музыкальной традиции. Кроме того, у нас идут выступления ансамбля студии новой музыки, это совершенно другой полюс музыкальной культуры, современный. И, надо сказать, публика буквально рвется посетить те программы, которые мы предлагаем. Здесь всегда аншлаги.

Первый заместитель главы столичного департамента культурного наследия Сергей Мирзоян напомнил, что нынешний Третий учебный корпус расположен в городской усадьбе Колычевых, к ней в 1880-х пристроили концертный зал. А вообще сама усадьба, сооруженная в конце XVIII — начале XIX века, — образец зрелого московского классицизма. 

— Приспособление к современному использованию осуществлялось очень деликатно с сохранением всех исторических элементов и, главное, с сохранением духа этого места, — добавил Мирзоян.

В общежитие вход разрешен

Голубые стены, белая лепнина и балюстрады балконов — сейчас легендарный зал выглядит точно так же, как и столетие назад. Впрочем, за его пределами кое-что изменилось. Глава Консерватории рассказал, что до реконструкции у Рахманиновского не было необходимой инфраструктуры, артисты были лишены полноценных гримерок и репетиционных помещений.

— Мы искали выход и нашли. Третий корпус теперь разделен на две зоны, одна из них — концертная, благодаря ее новой планировке появилось пространство и для подготовки артистов к концерту, и для выступления. В другую зону мы переместили все, что связано с учебным процессом, со структурами, обеспечивающими работу наших педагогов, но там еще многое надо сделать.

До ума учебная зона будет доведена к осени, а глава столичного департамента градостроительной политики пообещал, что в августе будет сдан комплекс общежитий на Малой Грузинской.

— Совсем недавно нового корпуса не было, — отметил Александр Соколов. — А уже в начале сентября он станет заселяться. Вот такими темпами идет работа, и, конечно, помощь Москвы неоценима: все вопросы, которые требуют согласования, ускорения рассмотрения документов, решаются очень оперативно.

С сентября на Малой Грузинской пропишется в два раза больше студентов — около 900 человек. Быт молодых музыкантов заметно улучшится: если до последнего времени в консерваторской общаге в каждой комнате ютились четверо, то теперь будут жить по двое.

— Более того, оборудована зона для приезжающих профессоров, дающих мастер-классы, — уточнил ректор. — Это значит, что не нужно отныне тратиться на гостиницы. 

Есть в общежитии и репетитории — специально оборудованные помещения с хорошими инструментами: там студенты смогут готовиться к встрече с профессором, концерту или экзамену. Появятся инструменты и в комнатах.

— Подчеркну, что это уже не бюджетные деньги, а средства привлеченные, мы решаем вопрос об оснащении комнат современными инструментами последнего поколения, — рассказал Александр Соколов.

Поквартальная работа

Впрочем, Консерватория — лишь один из множества проектов, реализуемых московскими реставраторами, пусть и из числа самых масштабных.

— За последние шесть лет обновлено и принято департаментом 773 объекта культурного наследия, среди них такие памятники конструктивизма, как Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, недавно мы приняли работы в здании газеты «Известия» на Пушкинской площади, — сообщил Сергей Мирзоян.

Интересно, что в последнее время реставраторы стараются приводить в порядок не отдельные здания, а целые кварталы. Так, в квартале, к которому относится памятник конструктивизма 20-х годов прошлого столетия — «старое» здание газеты «Известия», были завершены работы в трех усадьбах на Малой Дмитровке и по Настасьинскому переулку, в том числе и усадьба Долгоруковых — Бобринских, в которой бывал Александр Сергеевич Пушкин. Немногим ранее был отреставрирован конторский дом книгоиздателя Сытина.

— На мой взгляд, пространство очень серьезно преобразилось, — считает чиновник. — В результате работы с разными по времени и архитектуре памятниками и складывается уникальная мозаика московских улиц.

Наследие 20-х

Другой важнейший памятник — знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре. Он был спроектирован архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом по заданию, разработанному Николаем Милютиным, занимавшим тогда должность наркома финансов РСФСР. На крыше здания, в будке, изначально предназначавшейся для так и не установленных вентиляционных камер, он лично спроектировал для себя небольшую двухэтажную квартиру. Принято считать, что это был первый в мире пентхаус. Здание получилось настолько необычным, что заинтересовало самого Ле Корбюзье. Он побывал в доме Наркомфина и квартире Милютина. Паломничество к памятнику не прекращается и по сей день.

— Люди перелетают океан только для того, чтобы посмотреть на этот объект, — рассказал замглавы департамента культурного наследия. — Городские власти создали рабочую группу, которая будет помогать на всех этапах реставрационного процесса. Мы надеемся, что все работы будут проводиться максимально качественно, с обязательным сохранением всей истории, с бережным отношением к памятникам при их приспособлении к современному использованию.

Кроме того, в активную фазу вступили серьезные реставрационные работы в доходном доме купца Быкова на 2-й Брестской улице, который по праву считается одним из лучших образцов позднего московского модерна. В год своего столетия это творение выдающегося архитектора Льва Кекушева пережило пожар, едва не потеряло статус памятника и даже было под угрозой сноса. Дом отстояли, и теперь началась его научная реставрация. К концу года специалисты надеются восстановить фасад здания.

Достижения на выставке

Продолжаются реставрационные работы на Выставке достижений народного хозяйства, в планах на этот год — 29 памятников.

В мае началось приведение в порядок павильона «Земледелие», на очереди — фонтаны «Каменный цветок», «Золотой колос» и знаменитая «Дружба народов», работы в павильоне «Охрана природы» уже завершены — здесь открылась Школа балета.

Очень много сделано в Главном павильоне. В апреле здесь закончилось восстановление горельефа гениального советского скульптора Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Созданный к послевоенному открытию выставки в 1954 году, он экспонировался только 6 лет, и современные специалисты считали его утраченным. Горельеф нашли в ходе противоаварийных работ: оторвав фанерные панели, обнаружили сравнительно неплохо сохранившееся произведение искусства.

Здесь же, в павильоне №1, при похожих обстоятельствах была найдена написанная в 1953 году картина любимого художника Сталина, классика соцреализма Александра Герасимова — «Второй Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 1935 года». Намотанное на большой деревянный барабан размером с колонну, полотно скромно лежало в подвале. Сейчас картина восстановлена, скоро она займет место на одной из стен главного здания выставки.

На этом приятные сюрпризы не закончились: сравнительно недавно при расчистке стен реставраторы обнаружили фрагменты исторической живописи и декоративного оформления этого павильона.

Все работы на ВДНХ планируется завершить к началу туристического сезона следующего года.

Спасение некрополя

Хлопот реставраторам добавил недавний ураган — было повреждено не менее 12 исторических объектов культурного наследия столицы. Пострадали здание Славяно-Греко-Латинской академии (ныне Историко-архивный институт РГГУ), усадьба Долгоруковых в Колпачном переулке, ансамбль Новоспасского монастыря и многие другие.

Самый большой ущерб стихия нанесла некрополю Донского монастыря. В ходе предварительной проверки специалисты выяснили, что пострадало восемь художественных надгробий. Упавшими деревьями снесло три стелы, повреждены несколько крестов и часовенок, испорчены ограды.

Работа по восстановлению художественных надгробий Донского монастыря ведется департаментом культурного наследия уже не первый год. В 2016-м по результатам обследования были разработаны проекты реставраций 23 из них. Сам монастырь также занимается реставрацией.

По словам председателя Научно-методического совета при Мосгорнаследии Андрея Баталова, такое сотрудничество помогает спасти уникальные памятники.

— Мы перешли к совершенно новому принципу — реставрация идет по отдельным участкам некрополя, — пояснил он. — Департамент разработал программу постоянной реставрации, восстанавливаются не только упавшие памятники, но и те, которые находятся в аварийном состоянии и могут упасть. Ураган нарушил наши первоначальные планы, но столичные власти мгновенно откликнулись на эту беду.


Фото на анонсе: Владимир Филонов/ТАСС