Ах, как хочется вернуться в «городок»

08.06.2017

Августин СЕВЕРИН

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Сто пять лет назад, 13 июня 1912-го, в Первопрестольной на Волхонке открылся Музей изящных искусств имени Александра III при Московском императорском университете. Сегодня Государственный музей изобразительных искусств носит имя Пушкина. ГМИИ теперь переживает второе рождение: вокруг него должен вырасти целый комплекс.

А сейчас полным ходом идет подготовка к реконструкции усадьбы Голицыных (Волхонка, 14), в ней разместится Галерея искусства Европы и Америки XIX–XXI веков. Здание было построено в 70-х годах XVIII столетия при участии знаменитого Матвея Казакова. Интересно, что прежде этот дом уже служил галереей: с 1865-го по 1886-й здесь выставлялись коллекции представителей семейства Голицыных — около 700 картин и произведений декоративно-прикладного искусства. Музей работал три дня в неделю. Когда же у знатной фамилии возникли финансовые трудности, экспонаты были проданы и пополнили запас Эрмитажа.

После революции в особняк въехала Коммунистическая академия, которая в 1929-м в связи с расширением выросла на два этажа. В процессе реконструкции бывшая усадьба потеряла монументальный фронтон и балюстраду вдоль крыши. В 1936 году академия перестала существовать, а в 1960-м здание занял Институт философии АН СССР, и тогда же оно получило статус памятника архитектуры как «усадьба Голицыных с двухэтажной надстройкой».

Именно надстройка стала камнем преткновения для современных проектировщиков. С одной стороны, она имеет такой же охранный статус, что и весь дом, с другой — ни художественной, ни исторической ценностью не обладает. Ко всему прочему руководство музея было заинтересовано в сохранении обоих надстроенных этажей. Архитекторы решили вопрос довольно остроумно — предложили восстановить утраченные элементы старинной постройки, а два верхних этажа укрыть стеклянным экраном, который визуально отделит их от творения Казакова.

Также столичные власти занимаются сейчас воссозданием центральной улицы будущего «Музейного городка» — Волхонки.

— Первоочередное значение имеет расширение пешеходного пространства, — рассказал заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. — Кроме того, территория будет озеленена, на ней установят малые скульптурные группы, которые подчеркнут особую атмосферу, связанную с искусством.

Фото: mos.ru

Пешеходную зону Волхонки расширят до 17–28 метров, а около главного здания пушкинского музея в гранитное мощение вмонтируют латунную карту с основными достопримечательностями.

Одновременно продолжится реконструкция Галереи старых мастеров и возведение нового депозитария. А до открытия городка, в состав которого войдут 29 различных построек квартала, окружающего ГМИИ, осталось восемь с лишним лет. Впрочем, обо всем по порядку.

Первый блин комом

Идею создания городка более ста лет назад предложил основатель и первый директор музея Иван Владимирович Цветаев.

«Со временем, когда начинаемое ныне здание наполнится, здесь могут возникать, вдоль переулков, или галереи в один этаж, или двухэтажные корпуса — и таким образом тут явится целый музейский городок», — говорил он.

Проект Нормана Фостера

Мечта выдающегося ученого и искусствоведа начала сбываться в канун столетнего юбилея его детища. Несколькими годами ранее, в 2008-м, был проведен конкурс на лучшую концепцию городка, по его результатам создание квартала искусств было поручено прославленному архитектору Норману Фостеру и институту «Моспроект-5». К этому времени в копилке британца уже был реализованный музейный проект, правда, не столь масштабный — Бостонский музей изящных искусств. На Волхонке он, в частности, предлагал построить новый выставочный комплекс в виде пятилистника на месте кремлевской бензоколонки, расположенной напротив Храма Христа Спасителя. По мнению тогдашнего директора музея Ирины Антоновой, проект Фостера являлся «совершенно блестящим и замечательным решением, архитектурой ХХI века».

Но ему не суждено было осуществиться: категорически против выступили историки архитектуры и градозащитники. Так, координатор движения «Архнадзор» москвовед Рустам Рахматуллин писал, что предложенный англичанином городок «фактически разрушит существующий здесь и охраняемый государством усадебный заповедник».

В 2014-м барон Фостер отказался от участия в проекте. Кстати, в нашей столице мастеру вообще не везет. Башня «Россия» в «Москва-Сити» должна была стать самой высокой в Европе, но из-за кризиса так и не была построена. Аналогичная судьба постигла «Хрустальный остров» — здание-город в виде ажурной башни с основанием, напоминающим снежинку, которое собирались возвести в Нагатинской пойме. В какой-то момент у главного инвестора начались финансовые трудности, и от «снежинки» отказались. Комплекс «Апельсин» вместо ЦДХ на Крымском Валу не соорудили из-за протестов общественности.

С чистого листа

Новый конкурс состоялся в 2014 году. Председателем жюри стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Фото: mos.ru

— Для города важно, что здесь есть словосочетание «музейный квартал», — подчеркнул он. — Это действительно целое образование, которое привнесет новое качество. Отрадно, что российская столица является одним из мировых лидеров в плане инвестиций в строительство объектов культуры.

В условиях конкурса оговаривалось, что необходимо «учитывать ценность исторической застройки и базироваться на принципах сохранения лица города и бережного встраивания новых архитектурных проектов в городскую среду». Победу одержало архитектурное бюро «Проект Меганом» под руководством Юрия Григоряна, чье предложение удовлетворило даже придирчивых критиков.

«Юрий Григорян выиграл как самый тактичный по отношению к архитектурному наследию — с нулевым сносом», — отметил тогда Рустам Рахматуллин.

Победившая концепция получила название «Ризосфера» — это слой почвы, окружающий корневую систему растений. В случае городка речь идет о той основе, благодаря которой десятки зданий разных стилей и эпох, улицы и переулки, окружающие и пересекающие квартал, его площади и скверы, будут превращены в одно целое.

«Вступая на ризосферу с любой стороны, посетитель сразу оказывается в ауре музея: тут все, как в Москве, и немного иначе — все здания становятся коллекцией архитектуры без единой раздражающей детали реставрации и вывесок, публичное пространство открыто и насыщено искусством», — так объясняют свою идею авторы проекта.

Фото: mos.ru

Квартал музея объединит территории вдоль всей четной стороны Волхонки, от Боровицкой площади до павильона станции метро «Кропоткинская» (имеющего статус объекта культурного наследия регионального значения). Кстати, через него же организуют вход и выход со станции «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии, которую метростроевцы собираются закончить к 2020 году. Можно сказать, что «Волхонка» будет своего рода преддверием городка: ввиду соседства с музеем ее решено украсить уменьшенными копиями скульптур и картин из коллекции ГМИИ.

Визуальной связи элементов ризосферы послужит особое гранитное мощение с чугунными и бронзовыми деталями. В глубине музейного квартала, в тех местах, где не предусмотрено озеленение, планируется создать девять главных площадей городка. Все они образуют нераздельную цепь с помощью внутренних проходов, улиц и бульваров. Чтобы рождалось ощущение общей структуры, ограды, не представляющие исторической ценности, снесут. Особое внимание проектировщики уделили местной флоре. «Важную часть составит постоянно пополняющаяся коллекция растений, где каждый ствол имеет номер и имя», — говорится в проекте. На улицах и площадях городка будут проводиться массовые мероприятия, прежде всего просветительские. Ко всему прочему, ризосфера станет своего рода инкубатором: скульптуры, впервые выставленные здесь, со временем переедут на городские площади и в парки. В холодные месяцы для уличных зон запланирован переход на зимний режим работы: во время снегопадов часть дорожного покрытия собираются подогревать, с тем чтобы на нем образовывалась система дорожек.

Доступное для всех общественное пространство возникнет и под землей. Специальные подземные переходы свяжут между собой основные экспозиционные площадки музея. Там расположатся витрины открытого хранения экспонатов, магазины и кафе. В ходе реконструкции исторических построек, в том числе главного здания, в их цокольных этажах создадут просторные залы.

Шаг за шагом

Начало возведению городка было положено 29 августа 2014-го. В этот день в присутствии заместителя министра культуры России Елены Миловзоровой, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, президента ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой и директора музея Марины Лошак состоялась торжественная закладка камня в основание новой Галереи искусства старых мастеров. Дату выбрали не случайно: 29 августа 1898-го под руководством известного архитектора Романа Клейна открылось строительство главного здания музея. Галерея разместится в бывшей усадьбе Вяземских — Долгоруковых в Малом Знаменском переулке. Когда ее отреставрируют и приспособят под экспозиции (это должно произойти в следующем году), сюда из главного здания переедут творения Тициана, Рубенса, Рембрандта, Пуссена и других европейских художников XIII–XIХ столетий, а также полотна мастеров итальянского Возрождения и «малых голландцев» из запасников.

Фото: Кирилл Зыков/mskagency.ru

Следующий этап преобразования пришелся на 2016-й: в северной части квартала, между Центром эстетического воспитания «Мусейон» и галереей Шилова, началось сооружение Депозитарно-реставрационного и выставочного центра. Как нетрудно догадаться из названия, три его основные функции — это хранение, реставрация и экспонирование произведений искусства. Кстати, с момента открытия музея в 1912 году у него не было специализированных помещений для хранения коллекций. Новый корпус будет представлять собой расположенные вертикально выставочные залы различной высоты, с лестницей и лифтами их свяжет просторный атриум. Основным общественным пространством станет входной этаж с кафе, магазинами, помещениями для проведения лекций и инсталляций. После того как новое здание распахнет двери, а произойти это должно в 2019-м, туда переедут около 700 000 музейных предметов, это коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики.

Открытие в усадьбе Голицыных Галереи искусства Европы и Америки XIX–XXI столетий намечено на 2021-й. В том же году планируется закончить реставрацию Дома текста (научно-информационного центра ГМИИ), он разместится в доходном доме Стуловых (Малый Знаменский переулок, 8, строение 1). В 2019–2021 годах проведут капитальный ремонт левого флигеля голицынского особняка, в котором сегодня располагается Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков.

Реставрация главного здания начнется в 2019-м с переезда основной коллекции в депозитарный корпус и завершится в 2025-м.


Фото на анонсе: Борис Кавашкин/ТАСС

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть