Ах, как хочется вернуться в «городок»

Августин СЕВЕРИН

08.06.2017

Сто пять лет назад, 13 июня 1912-го, в Первопрестольной на Волхонке открылся Музей изящных искусств имени Александра III при Московском императорском университете. Сегодня Государственный музей изобразительных искусств носит имя Пушкина. ГМИИ теперь переживает второе рождение: вокруг него должен вырасти целый комплекс.

А сейчас полным ходом идет подготовка к реконструкции усадьбы Голицыных (Волхонка, 14), в ней разместится Галерея искусства Европы и Америки XIX–XXI веков. Здание было построено в 70-х годах XVIII столетия при участии знаменитого Матвея Казакова. Интересно, что прежде этот дом уже служил галереей: с 1865-го по 1886-й здесь выставлялись коллекции представителей семейства Голицыных — около 700 картин и произведений декоративно-прикладного искусства. Музей работал три дня в неделю. Когда же у знатной фамилии возникли финансовые трудности, экспонаты были проданы и пополнили запас Эрмитажа.

После революции в особняк въехала Коммунистическая академия, которая в 1929-м в связи с расширением выросла на два этажа. В процессе реконструкции бывшая усадьба потеряла монументальный фронтон и балюстраду вдоль крыши. В 1936 году академия перестала существовать, а в 1960-м здание занял Институт философии АН СССР, и тогда же оно получило статус памятника архитектуры как «усадьба Голицыных с двухэтажной надстройкой».

Именно надстройка стала камнем преткновения для современных проектировщиков. С одной стороны, она имеет такой же охранный статус, что и весь дом, с другой — ни художественной, ни исторической ценностью не обладает. Ко всему прочему руководство музея было заинтересовано в сохранении обоих надстроенных этажей. Архитекторы решили вопрос довольно остроумно — предложили восстановить утраченные элементы старинной постройки, а два верхних этажа укрыть стеклянным экраном, который визуально отделит их от творения Казакова.

Также столичные власти занимаются сейчас воссозданием центральной улицы будущего «Музейного городка» — Волхонки.

— Первоочередное значение имеет расширение пешеходного пространства, — рассказал заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. — Кроме того, территория будет озеленена, на ней установят малые скульптурные группы, которые подчеркнут особую атмосферу, связанную с искусством.


Пешеходную зону Волхонки расширят до 17–28 метров, а около главного здания пушкинского музея в гранитное мощение вмонтируют латунную карту с основными достопримечательностями.

Одновременно продолжится реконструкция Галереи старых мастеров и возведение нового депозитария. А до открытия городка, в состав которого войдут 29 различных построек квартала, окружающего ГМИИ, осталось восемь с лишним лет. Впрочем, обо всем по порядку.

Первый блин комом

Идею создания городка более ста лет назад предложил основатель и первый директор музея Иван Владимирович Цветаев.

«Со временем, когда начинаемое ныне здание наполнится, здесь могут возникать, вдоль переулков, или галереи в один этаж, или двухэтажные корпуса — и таким образом тут явится целый музейский городок», — говорил он.

Мечта выдающегося ученого и искусствоведа начала сбываться в канун столетнего юбилея его детища. Несколькими годами ранее, в 2008-м, был проведен конкурс на лучшую концепцию городка, по его результатам создание квартала искусств было поручено прославленному архитектору Норману Фостеру и институту «Моспроект-5». К этому времени в копилке британца уже был реализованный музейный проект, правда, не столь масштабный — Бостонский музей изящных искусств. На Волхонке он, в частности, предлагал построить новый выставочный комплекс в виде пятилистника на месте кремлевской бензоколонки, расположенной напротив Храма Христа Спасителя. По мнению тогдашнего директора музея Ирины Антоновой, проект Фостера являлся «совершенно блестящим и замечательным решением, архитектурой ХХI века».

Но ему не суждено было осуществиться: категорически против выступили историки архитектуры и градозащитники. Так, координатор движения «Архнадзор» москвовед Рустам Рахматуллин писал, что предложенный англичанином городок «фактически разрушит существующий здесь и охраняемый государством усадебный заповедник».

В 2014-м барон Фостер отказался от участия в проекте. Кстати, в нашей столице мастеру вообще не везет. Башня «Россия» в «Москва-Сити» должна была стать самой высокой в Европе, но из-за кризиса так и не была построена. Аналогичная судьба постигла «Хрустальный остров» — здание-город в виде ажурной башни с основанием, напоминающим снежинку, которое собирались возвести в Нагатинской пойме. В какой-то момент у главного инвестора начались финансовые трудности, и от «снежинки» отказались. Комплекс «Апельсин» вместо ЦДХ на Крымском Валу не соорудили из-за протестов общественности.

С чистого листа

Новый конкурс состоялся в 2014 году. Председателем жюри стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

— Для города важно, что здесь есть словосочетание «музейный квартал», — подчеркнул он. — Это действительно целое образование, которое привнесет новое качество. Отрадно, что российская столица является одним из мировых лидеров в плане инвестиций в строительство объектов культуры.

В условиях конкурса оговаривалось, что необходимо «учитывать ценность исторической застройки и базироваться на принципах сохранения лица города и бережного встраивания новых архитектурных проектов в городскую среду». Победу одержало архитектурное бюро «Проект Меганом» под руководством Юрия Григоряна, чье предложение удовлетворило даже придирчивых критиков.

«Юрий Григорян выиграл как самый тактичный по отношению к архитектурному наследию — с нулевым сносом», — отметил тогда Рустам Рахматуллин.

Победившая концепция получила название «Ризосфера» — это слой почвы, окружающий корневую систему растений. В случае городка речь идет о той основе, благодаря которой десятки зданий разных стилей и эпох, улицы и переулки, окружающие и пересекающие квартал, его площади и скверы, будут превращены в одно целое.

«Вступая на ризосферу с любой стороны, посетитель сразу оказывается в ауре музея: тут все, как в Москве, и немного иначе — все здания становятся коллекцией архитектуры без единой раздражающей детали реставрации и вывесок, публичное пространство открыто и насыщено искусством», — так объясняют свою идею авторы проекта.

Квартал музея объединит территории вдоль всей четной стороны Волхонки, от Боровицкой площади до павильона станции метро «Кропоткинская» (имеющего статус объекта культурного наследия регионального значения). Кстати, через него же организуют вход и выход со станции «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии, которую метростроевцы собираются закончить к 2020 году. Можно сказать, что «Волхонка» будет своего рода преддверием городка: ввиду соседства с музеем ее решено украсить уменьшенными копиями скульптур и картин из коллекции ГМИИ.

Визуальной связи элементов ризосферы послужит особое гранитное мощение с чугунными и бронзовыми деталями. В глубине музейного квартала, в тех местах, где не предусмотрено озеленение, планируется создать девять главных площадей городка. Все они образуют нераздельную цепь с помощью внутренних проходов, улиц и бульваров. Чтобы рождалось ощущение общей структуры, ограды, не представляющие исторической ценности, снесут. Особое внимание проектировщики уделили местной флоре. «Важную часть составит постоянно пополняющаяся коллекция растений, где каждый ствол имеет номер и имя», — говорится в проекте. На улицах и площадях городка будут проводиться массовые мероприятия, прежде всего просветительские. Ко всему прочему, ризосфера станет своего рода инкубатором: скульптуры, впервые выставленные здесь, со временем переедут на городские площади и в парки. В холодные месяцы для уличных зон запланирован переход на зимний режим работы: во время снегопадов часть дорожного покрытия собираются подогревать, с тем чтобы на нем образовывалась система дорожек.

Доступное для всех общественное пространство возникнет и под землей. Специальные подземные переходы свяжут между собой основные экспозиционные площадки музея. Там расположатся витрины открытого хранения экспонатов, магазины и кафе. В ходе реконструкции исторических построек, в том числе главного здания, в их цокольных этажах создадут просторные залы.

Шаг за шагом

Начало возведению городка было положено 29 августа 2014-го. В этот день в присутствии заместителя министра культуры России Елены Миловзоровой, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, президента ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой и директора музея Марины Лошак состоялась торжественная закладка камня в основание новой Галереи искусства старых мастеров. Дату выбрали не случайно: 29 августа 1898-го под руководством известного архитектора Романа Клейна открылось строительство главного здания музея. Галерея разместится в бывшей усадьбе Вяземских — Долгоруковых в Малом Знаменском переулке. Когда ее отреставрируют и приспособят под экспозиции (это должно произойти в следующем году), сюда из главного здания переедут творения Тициана, Рубенса, Рембрандта, Пуссена и других европейских художников XIII–XIХ столетий, а также полотна мастеров итальянского Возрождения и «малых голландцев» из запасников.

Следующий этап преобразования пришелся на 2016-й: в северной части квартала, между Центром эстетического воспитания «Мусейон» и галереей Шилова, началось сооружение Депозитарно-реставрационного и выставочного центра. Как нетрудно догадаться из названия, три его основные функции — это хранение, реставрация и экспонирование произведений искусства. Кстати, с момента открытия музея в 1912 году у него не было специализированных помещений для хранения коллекций. Новый корпус будет представлять собой расположенные вертикально выставочные залы различной высоты, с лестницей и лифтами их свяжет просторный атриум. Основным общественным пространством станет входной этаж с кафе, магазинами, помещениями для проведения лекций и инсталляций. После того как новое здание распахнет двери, а произойти это должно в 2019-м, туда переедут около 700 000 музейных предметов, это коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики.

Открытие в усадьбе Голицыных Галереи искусства Европы и Америки XIX–XXI столетий намечено на 2021-й. В том же году планируется закончить реставрацию Дома текста (научно-информационного центра ГМИИ), он разместится в доходном доме Стуловых (Малый Знаменский переулок, 8, строение 1). В 2019–2021 годах проведут капитальный ремонт левого флигеля голицынского особняка, в котором сегодня располагается Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX веков.

Реставрация главного здания начнется в 2019-м с переезда основной коллекции в депозитарный корпус и завершится в 2025-м.


Фото на анонсе: Борис Кавашкин/ТАСС