Возрождение Шехтеля

Олег ФОЧКИН

12.10.2016

Завершена реставрация одного из наиболее интересных памятников архитектуры Москвы — «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» в Трехпрудном переулке. 

Всего с начала года обновлено 90 подобных объектов, напомнил приехавший проверить качество работ мэр Сергей Собянин. А если считать с 2011 года, то в столице отреставрировано 704 объекта культурного наследия. Сегодня в процессе возрождения находятся более 300 памятников истории и культуры. 

Реставрация знаменитой типографии продолжалась более четырех лет.

— Фасады, внутренняя часть — все было разрушено, застроено перегородками, — рассказал мэру гендиректор ООО «ГК «Комбета» Виталий Тутлис.

Сейчас комплексом зданий владеет банк ВТБ, ему старинные постройки перешли от Банка Москвы. 

— Это прекрасный пример социальной ответственности бизнеса, — отметил Собянин после осмотра. — Я благодарю группу ВТБ за ту работу, которая проведена по восстановлению этого замечательного памятника, шедевра Шехтеля.

Мэру показали уникальную книгу о Москве, изготовленную в этой типографии в 1903 году, с экслибрисом. Скоропечатня Левенсона была учреждена 31 марта 1881 года и поначалу располагалась в Рахмановском переулке, в доме, принадлежавшем отцу основателя, известному московскому доктору. А в 1896-м за качественное выполнение заказов к коронации Николая II товарищество было удостоено высокого звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Со временем типография стала одной из наиболее популярных в стране. Специализировалась на выпуске художественных изданий, альбомов, программ для императорских театров. С 1899-го издавала газету «Ежедневное либретто», являвшуюся тогда вестником культурной жизни. Здесь печатались первые поэтические сборники Марины Цветаевой «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», книга рассказов Антона Чехова «Сказки Мельпомены».

В 1900-м по проекту архитектора Федора Шехтеля для разросшейся скоропечатни в Трехпрудном возвели новые здания — в стиле модерн, что было в новинку для тогдашней Москвы. Комплекс состоял из административного и производственно-типографского корпусов, а также сторожки.

— Типография «Товарищества скоропечатни Левенсон» — одно из передовых предприятий начала XX века, — пояснил «Культуре» руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов. — Оно построено с применением новейших для того времени технологий и материалов, в частности металлического каркаса в цехах, — это позволило создать большие открытые пространства. Для нас особенно важно, что это здание проектировал великий архитектор Федор Осипович Шехтель.

Наиболее ценен в архитектурном и историческом плане административный корпус — с двускатной кровлей, решеткой с надписью и угловыми башенками, стилизованными «под готику». 

После революции скоропечатня стала типографией №16 «Мосполиграфа». В 1942 году ее закрыли, и в здании с той поры размещались разнообразные учреждения, а после 90-х — офисы. Внутреннее убранство было утрачено, потеряли прежний облик кровля и фасады.

Специалисты отреставрировали штукатурные плоскости, возродили барельеф с профилями печатников на уровне третьего этажа, а также исторические надписи, в том числе «Поставщикъ Двора Его Величества», и герб Российской империи. Обращает на себя внимание изображение чертополоха — один из характерных символов модерна. В ходе реставрации был воссоздан и ранее демонтированный стеклянный витражный плафон-купол.

Внутри снова можно увидеть барельеф первопечатника Иоганна Гутенберга, роскошные бра и люстры, декоративные арки в комнатах, фонарь формы «медуза», деревянный потолок парадной лестницы под сводами Монье.  

Удалось сохранить подлинные элементы, а главное — сам мраморный марш, упоминаемый во всех книгах о русском модерне и Шехтеле. По уцелевшим фрагментам полностью восстановлены полы из метлахской плитки. 

При этом, конечно, не забыли, какой век на дворе. Появились современные системы кондиционирования, вентиляции, пожарной сигнализации. Теперь здесь можно размещать самые продвинутые офисы. Однако возрожденная красота — не только для персонала фирм-арендаторов. Планируется организовать общедоступные экскурсии. 

— С собственником мы договорились, что в какие-то дни здание будет открыто для москвичей, — сообщил Емельянов.

Стоит также заметить, что обновленная типография — участник престижного городского конкурса «Московская реставрация-2016», его итоги огласят 8 декабря.