Россия. Троица. Ожившая история

Марина ИВАНОВА

27.06.2016

В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась премьера мультимедийного фольклорного представления «Троица. Ожившая история».

Организаторами шоу стали Фонд Храма Христа Спасителя и Московская областная филармония при поддержке правительства Москвы. «Троица. Ожившая история» — ​это 60 представлений в режиме ежедневного показа (спектакли будут проходить по 29 августа); 70 артистов и музыкантов, одновременно находящихся на сцене; 300 костюмов, специально созданных для постановки; 40 народных инструментов. Среди последних выделялась звонница ансамбля «Колокола России», где используются в том числе била — ​плоские металлические предметы, в которые ударяют молотком. Издаваемый звук в древности служил сигналом о важном событии — ​нападении врагов, пожаре или прочей напасти. На Русь било попало в конце Х века из Византии. Как несложно догадаться, название оно получило от глагола «бить». Изначально его изготовляли из дерева, но со временем более распространенными стали металлические аналоги — ​их именовали еще клепалами.

В новой постановке задействованы Московский государственный ансамбль танца «Русские сезоны», в 2006 году удостоенный премии «Национальное достояние России», Государственный академический оркестр солистов «Русские узоры», Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова и уже упомянутый ансамбль «Колокола России». Первое представление прошло 22 июня.

— Зал Церковных Соборов — ​знаковое место нашей столицы, — ​сказал перед премьерой руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников. — ​Не случайно организаторы выбрали его, чтобы показать красоту и мощь действа под названием «Троица. Ожившая история». Это мультимедийное фольклорное представление никого не оставит равнодушным. 22 июня — ​особый день для нашей страны, День памяти и скорби: 75 лет назад началась самая страшная война ушедшего века. Мы чтим тех, кто подарил нам возможность жить, радоваться и быть сопричастными красоте. Сила Победы заключалась в несокрушимом народном духе… В этом зале собрались люди разного возраста, разных творческих профессий, но все объединены интересом к возрождению культурной палитры нашей многогранной столицы. Уверен, постановка займет достойное место в событийном календаре города. Хочется, чтобы как можно больше людей ее посмотрело и окунулось в красоту страны, умом которую не понять и аршином общим не измерить.

Организаторы позиционируют представление как «мультимедийное путешествие вглубь веков» и знакомство «с русскими обрядами и культурными традициями». Исходя из этого, а также из названия шоу, можно было ожидать театрализованной реконструкции ритуалов, которые совершались на Троицу — ​ее как раз отмечают в начале лета, на 50-й день после Пасхи (в этом году 19 июня). Возьмем, например, главный атрибут праздника — ​березку. Являясь одним из самых почитаемых растений у русских, береза выступала в качестве Мирового древа, чья крона соотносилась с небом, ствол — ​с землей, а корни — ​с преисподней.

Выбранное заранее в лесу молодое деревце вырубали, украшали лентами, а иногда наряжали в женское платье и торжественно вносили в деревню. Вокруг него водили хороводы, исполняли песни — ​вернее, магические заклинания, направленные на получение богатого урожая: «А и густо-густо на березе листьё, / Ой ли, ой люли, на березе листьё. / Гуще нету того во ржи, пшеницы. / Господа бояре, мужики крестьяне! / Не могу стояти, колоса держати, / Буен колос клонит!» Под конец празднества ритуальное дерево, олицетворявшее плодородие, уничтожали: относили в ржаное поле, «раздевали» и бросали там — ​чтобы передать земле растительную силу. Но чаще березу топили в реке — ​с целью вызвать дождь и обеспечить посевы влагой. Устраивали на Троицу и «похороны кукушки» — ​травяной куклы. Прежде чем предать земле, ее «крестили», потом «отпевали», клали в гроб и закапывали.

Впрочем, организаторы фольклорного представления не пошли по «троицкому» пути. Понятие, вынесенное в название, они трактовали шире. Шоу, показанное в Зале Церковных Соборов, разворачивается на фоне шедевров из Третьяковской галереи — ​в основном знаменитых полотен XIX века. Действие проходит под музыку Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского и Шнитке в исполнении народного оркестра.