Таланты на подносе

Марина ИВАНОВА

18.09.2015

В «Новом Манеже» проходит выставка-ретроспектива «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Более 1000 экспонатов, 82 промысла, 40 регионов РФ: глядя на все эти резные, лакированные, вышитые предметы, можно подумать — народное искусство переживает настоящий бум. Что, увы, не соответствует реальности. За последнюю четверть века кануло в Лету порядка сорока промыслов. А многие из выживших находятся на грани вымирания.

Тем не менее экспозиция в Георгиевском переулке — за здравие, а не за упокой. Организовала выставку ассоциация «Народные художественные промыслы России», отмечающая 25-летний юбилей. И пытающаяся сохранить то, без чего Россию и представить невозможно.

Эти символы страны в «Новом Манеже» представлены во всем блеске: жостовские подносы, гжель (иногда не вполне «каноническая» — с хоккейными сериями), классическая хохлома с ковшами-лебедями, утками и прочими братинами, городецкая роспись — праздник жизни, сегодня дышащий на ладан. И сестрица по несчастью — богородская резьба, переживающая не лучшие времена. Наряду со знаменитыми Вербилками, дулевским фарфором, вологодскими кружевами, Палехом, семеновской матрешкой здесь и менее «раскрученные бренды». Среди них мезенская роспись из Архангельской области, между прочим, древнейшая из русских промыслов, сохранившая в скупых графических образах архаичные символы — хоть мифологию реконструируй.

А пока реконструировать приходится промыслы — на выставке показаны и некоторые почившие. Например, новгородский фарфор — после банкротства предприятия им занимаются только надомники. Так что «выставка-ретроспектива» — уточнение важное. Главный вопрос: какая у промыслов перспектива?