Елена Ямпольская: «Музыка Евгения Крылатова будет нужна нам всегда»

08.05.2019

Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская выразила соболезнования в связи с кончиной композитора Евгения Крылатова. 

— Еще одна утрата, от которой слезы на глазах — Евгений Павлович Крылатов...Великий мелодист. Гений («Я не гений, — отшучивался сам, — а Евгений»). 

Человек поразительной душевной чистоты, доброты и нежности. Из тех романтиков, которых называют последними. 

Редкий случай, когда лучезарная личность озаряла не только песни, но и фильмы, в которых они звучали, и героев этих фильмов... 

Евгений Крылатов угас, как гаснут звезды. Но свет и тепло он будет дарить нам многие, многие десятилетия. 

Крылатов — лучшее, что может произойти с человеком в детстве. Если из нас что-то получилось (и что-нибудь еще получится), то во многом благодаря «крылатовым» — крылатым — качелям, на которых мы распахнуто неслись в прекрасное далеко. Доверяя и тому, и другому — зачастую вопреки очевидности. 

Больше года назад, вспоминая ушедшего Владимира Шаинского, я написала в газете «Культура»: «Мы счастливые люди: наше детство было положено на музыку Шаинского, Крылатова, Гладкова, Рыбникова. Нынешней ребятне повезло куда меньше. У нее в избытке авторы-классики, доставшиеся от предыдущих поколений, но не новые таланты, способные щедро дарить свежую радость. За весь постсоветский период количество детских произведений, в принципе стоящих разговора, исчисляется по пальцам. Ибо этой сферой никто системно не занимался — и не занимается до сих пор». 

Если в отношении Владимира Яковлевича Шаинского я как член президентского Совета по культуре до сих пор ощущаю невольную вину, то перед Евгением Павловичем, слава Богу, совесть чиста. Премию президента страны за произведения для детей и юношества он получил. На церемонии в Екатерининском зале Кремля держался, как всегда и везде, предельно скромно. Стесняясь открытого людского обожания и словно недоумевая: за что вы меня любите?.. 

А его любили как часть собственного детства. Неотделимую и неоценимую, быть может, наиболее гармоничную часть. Для меня Крылатов бесконечен и всегда нов, будто смена времен года. У русской природы цикл Крылатова. Они дышали в унисон. «Мы в дороге с песенкой о лете...», «Осенью в дождливый серый день...», «Кабы не было зимы» и «Три белых коня», «Сережка ольховая — легкая, будто пуховая...» 

Боже, как жаль, что современные дети лишены творцов, хоть сколько-нибудь сопоставимых по таланту с Крылатовым и Шаинским. И какое счастье, что те — ушедшие, уходящие, ныне живущие, дай им Бог здоровья — наработали, налюбили своих слушателей на несколько поколений вперед. 

Опять же газете «Культура» Евгений Павлович, полный планов на свой юбилейный год, недавно говорил: «Рискую показаться банальным, но попробуйте напеть несколько первых тактов Сороковой симфонии Моцарта, и поймете, что перед вами неразрешимая тайна: как, почему, откуда это взялось? А хип-хоп... Да он сам по себе ни в чем не виноват. Появилось огромное количество мероприятий, шоу, фестивалей — и для каждого требуется свое звуковое сопровождение. Спрашивается: где это найти? Ведь количество благородного нектара, ниспосылаемого свыше, строго дозировано. Сегодня есть, назовем ее условно так, хорошо упакованная музыка. Но вот как долго она вам будет нужна после того, как вскроете упаковку, — большой вопрос». 

Музыка Евгения Крылатова будет нужна нам всегда. Царствие Небесное, вечная память.


Фото на анонсе: Сергей Мальгавко/РИА Новости