Поколение смарт

07.02.2019

Наталья МАКАРОВА

Игрушечный поезд мчится по рельсам, издавая гудки и приветствуя кукол в нарядных платьях. Плюшевые мишки сидят в углу, рядом гора разноцветных кубиков — малышу бы взять да и сложить крепость, устроить внутри чаепитие для своих сказочных героев. Но он слишком увлечен тыканьем в экран смартфона — такую картину все чаще можно наблюдать в современных семьях. Кроме того, многие родители жалуются — дети не говорят до трех, а то и до пяти лет. Связано ли это с повальным увлечением гаджетами, выясняла «Культура».

Фото: Сергей Кузнецов/РИА Новости

Ясный зимний день — сегодня наша прогулка с дочкой Лизой обещает быть особенно приятной. На детской площадке шумно и весело: школьники пуляются снежками, лепят снеговика, малыши орудуют лопатками и радостно плюхаются в сугробы... Одна девочка наклоняется, берет немного снега в рукавицы, подносит их к лицу, дует и, когда белое облако разлетается в пыль, заливается смехом. Мама улыбается, достает смартфон и просит: «Соня, посмотри в камеру». Выражение лица девочки резко меняется на вопросительно-требующее. Она мычанием просит дать ей гаджет. Мама сначала отказывает, пытается вновь увлечь ребенка активными забавами, но Соня впадает в истерику. Заливаясь слезами, падает на землю. Люди сочувственно оглядываются. Мама сдается и протягивает дочке смартфон, та вмиг поднимается, снимает варежки, бережно берет заветную игрушку и затихает.

Проходит пара минут, чадо все еще стоит на месте и завороженно смотрит в экран, слегка прикасаясь к нему правой рукой. Не в силах скрыть любопытства, заглядываю Соне через плечо и вижу, как умело она перелистывает фотографии, иногда делает разводящее движение пальцами — увеличивает изображение, видит треугольник на экране, нажимает — открывается видео. «Чудеса! — думаю я. — Такая маленькая, а великолепно владеет техникой».

— Так и живем, — грустно замечает мама Сони. — Пару раз дала ей смартфон, чтобы скоротать время в поездке, теперь ничего не могу поделать, постоянно выпрашивает. Я при ней уже никому не звоню, стараюсь не доставать гаджет, ну вот только сфотографировать хотела...

При этом, как оказалось, Соня до сих пор толком не разговаривает — знает лишь несколько слов. Через два месяца ей исполнится три года.

Мне стало страшно — моя двухлетняя дочь пока тоже мало говорит. У нее нет настолько сильной зависимости от смартфона, хотя и она не прочь потыкать пальцем в экран. Я решила провести эксперимент и дала дочке старый мобильник — с узеньким зеленым дисплеем. Позвонить и отправить СМС — максимум его возможностей. Никаких фото и видео. Лиза повертела трубку в руках, понажимала на кнопки и разочарованно отложила. Видимо, на такое современный ребенок уже не купится.

— Детей привлекают именно смартфоны и планшеты: чувствительный экран, меняющиеся цвета, качественные разнообразные звуки. И все волшебство происходит от одного касания пальчиком. Удержать внимание ребенка на любой игрушке больше двух минут сложно, а вот гаджет за счет своей простоты и яркости отлично справляется с этой задачей, — поясняет логопед Анна Шаргина.

Признайтесь, многие дают детям свой смартфон. В очереди к доктору, в метро, когда ребенок устал или взятые из дома книжки и раскраски ему надоели. Как правило, это реально выручает. Но можно ли так делать?

— Иногда применение гаджетов оправданно. Например, чтобы скрасить долгую дорогу или ожидание, — соглашается клинический психолог Анастасия Краминова, руководитель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи». — Но становиться полноценной заменой общению и развивающим занятиям подобный электронный помощник не должен.

Погружение в виртуальный мир с головой почти неминуемо может привести к задержке развития. Возможно, в этом и кроется причина того, что Соня молчит?

— Речь возникает на основе базовой моторики, функций зрительного и слухового анализа, навыка распознавания предметов, которые активно формируются в течение первых лет жизни, — объясняет Краминова. — В достаточной мере развить эти умения компьютерные игры не могут. Скажем, иллюстрация не дает ребенку возможности ощутить объем, вес, особенности материала. Малышам еще непонятен обобщенный образ слова. Взрослый видит связь между листочком на картинке и на дереве. Ребенок — нет. Сначала его нужно познакомить с реальными предметами и лишь потом переходить к изображениям.

В общем, недостаток сенсорного восприятия один из факторов, которые негативно влияют на появление речи. Но только ли гаджеты в этом виноваты?

Когда Соне исполнится три года, мама планирует отвести ее к логопеду. Раньше показывать ребенка специалисту особого смысла нет: дело в том, что современные дети, в принципе, начинают говорить позднее, чем их сверстники несколько поколений назад.

— В 70–80-х годах считалось нормой, если в три года у ребенка уже чистая речь. Сегодня к этому возрасту дети знают довольно ограниченный набор слов, — отмечает Шаргина.

Запаздывание проявляется и в осваивании ряда бытовых функций. Одна из причин тенденции — автоматизация многих процессов и вещей. Зачем учиться завязывать шнурки, если обувь для самых маленьких выпускается с липучками?

— Виноваты и родители, если не стараются приучать ребенка к самостоятельности, — добавляет Шаргина.

Значит, приучая дочь мыть себе фрукты, застегивать пуговицы, убирать игрушки, я делаю правильно. Но как же все-таки быть с речью? В какой момент молчание следует считать затянувшимся? Часто ведь приходится слышать от других мам что-то вроде «мой молчал до трех лет и вдруг заговорил предложениями».

— Есть условные нормы: годовалые дети должны произносить звукоподражательные слова — ляля, папа. К полутора годам соединять различные слоги, после двух лет строить предложения, а к трем — уметь рассказать маленький стишок, — напоминает Шаргина. — Но, конечно, нельзя забывать, что каждый малыш уникален. Это касается и темпов взросления.

— Действительно, бывают случаи, когда ребенок долго молчит, а потом его как будто прорывает. Впрочем, нередко никакого прорыва так и не происходит, и встревоженные родители, начинают обращаться к специалистам. Как правило, помочь можно с помощью коррекционной работы, — уверяет Краминова.

Детский мозг очень пластичный — чем раньше выявили проблему, тем проще исправлять. Однако родители зачастую склонны волноваться без видимого повода, но вместе с тем и затягивать визит в поликлинику, несмотря на очевидную необходимость. Боятся, что ребенку пропишут сильнодействующие медикаменты.

— Если после консультации у логопеда вам рекомендуют обратиться к неврологу, не стоит пугаться. Грамотный специалист порекомендует поддерживающие и витаминные препараты, которые помогают мозгу активизироваться, — успокаивает Краминова.

Чтобы не столкнуться с данной проблемой, нужно стараться проводить как можно больше времени со своими детьми, отложив гаджет в сторону, — читать, петь, играть, гулять. Пожалуй, самое важное, что требуется запомнить: речь — это навык, который формируется по подражанию. Если вы много читаете и разговариваете с ребенком, он полюбит книги и будет с удовольствием общаться с вами. Если вы предпочтете живому контакту с ним смартфон или планшет, он станет поступать так же.


Фото на анонсе: Сергей Мальгавко/ТАСС



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть