Мал зритель, да дорог

Наталья МАКАРОВА

10.01.2019

Как совместить творческое развитие крохи с простыми радостями, свойственными самому нежному возрасту? Этот вопрос, всегда волнующий родителей, особенно обостряется во время отпуска или длинных выходных. Не стала исключением и минувшая новогодняя декада. Вместе с психологами «Культура» решила разобраться, когда и каким образом правильнее всего прививать детям любовь к прекрасному.

Судя по рекламе, даже для грудничков сегодня существуют спектакли, цирковые представления, живые концерты классической музыки, иные зрелищные действа. В декабре-январе добавляются так называемые бэби-елки, где ждут детишек от года. Впрочем, стоит ли тащить малыша, который едва начал самостоятельно передвигаться, на массовое мероприятие? И дело не только в том, что еще не проставлены все полагающиеся прививки.

— Если говорить о полноценной елке с театрализованной постановкой, хороводами и играми, лучше дождаться трех лет, — уверена детский и семейный психолог Мария Шаталова.

К этому возрасту ребенок, как правило, уже менее подвержен эмоциям и более усидчив, понимает правила и нормы поведения, спокойно реагирует на слова «нельзя», «потерпи». Если же родители твердо намерены начать раньше, то пусть хотя бы на пике сезонных вирусных инфекций избегают скопления людей.

— Конечно, в идеале ребенка нужно окружать прекрасным с первых дней жизни. Все, что малыш увидит, услышит, почувствует, на подсознательном уровне останется в памяти. Поэтому важно стараться показывать ему мир с разных сторон — и знаменитые полотна, и классическую музыку, и балет, и многое другое. Человек, знакомый с искусством с младых ногтей, не пройдет мимо мировых шедевров с непонимающим видом, а обязательно оценит красоту и глубину произведения, — размышляет дошкольный педагог-психолог Юлия Фишер.

Однако, выходя в свет, надо соблюдать несколько важных правил, грамотно выбирать мероприятие и обстановку.

— Итак, прежде всего, камерность. Далее, интерактивность — ребенка нельзя ограничивать в движении. Наконец, строгие временные рамки: представление для самых маленьких не должно длиться дольше 20–30 минут, — уточняет Мария Шаталова.

Все дело в том, что дошколята могут концентрировать внимание на чем-то одном не более получаса — затем необходимо сменить род занятий или сделать перерыв.

— Не стоит выбирать спектакль не по возрасту, даже если вам кажется, что ребенок уже созрел. Сюжетная линия должна быть простой и понятной. Перед походом в театр прочитайте сказку, которая легла в основу постановки, а затем обсудите вместе. При этом старайтесь рассказывать доступным языком — эмоционально и интересно, — поясняет Мария Шаталова. — Также не стоит создавать прямую ассоциацию «театр — буфет» или «цирк — шарики», если хотите, чтобы на первом месте для ребенка оставалось именно представление.

Не менее важно, чтобы юный зритель был выспавшимся, сытым, в хорошем настроении и самочувствии. Ошибочно планировать культурный выход на время дневного сна или на поздний вечер — даже если билеты дешевле, а места комфортнее.

— Перед поездкой имеет смысл позитивно настраивать ребенка, говорить, что его ждет интереснейшее действо. Но и приукрашивать не нужно: неоправдавшиеся надежды приведут к разочарованию и обиде, — предостерегает Юлия Фишер.

Если уже в зрительном зале ребенок подает признаки усталости — вставайте и отправляйтесь домой. Пусть лучше он посмотрит лишь часть представления, но с удовольствием. Ведь заставляя сидеть против воли, цыкая и нервничая, вы сами закладываете в детскую память негативные впечатления.

Открывать мир творчества малышам удобнее с музыки.

— Даже детям, которые еще не умеют разговаривать, звуковое искусство особенно приятно, поскольку слух формируется уже на двадцатой неделе внутриутробного развития. То есть лучшим выбором для первого спектакля станет детское музыкальное представление, лучше интерактивное, чтобы малыш при желании мог танцевать, — улыбается Мария Шаталова.

Интересный вариант для самых маленьких — бэби-театры, где нет разделения на зал и сцену, благодаря чему дети становятся участниками процесса, трогают детали интерьера, много двигаются. Спектакли, как правило, посвящены очень простым вещам, интуитивно понятным и младенцу: временам года, явлениям природы, животным.

— Самые серьезные изменения человеческий мозг претерпевает именно в первые годы жизни; все, что заложено в детстве, пригодится в будущем, — напоминает Юлия Фишер. — Чем больше удастся увидеть, потрогать, понюхать, тем лучше для развития интеллекта.

Посещать художественные музеи и выставки вместе с ребенком рекомендуется, когда ему исполнилось пять лет. Дети в этом возрасте начинают охотно и красочно фантазировать — с одной стороны, им хочется самим запечатлеть придуманное на бумаге, а с другой — им становится проще охватить и понять чужой рисунок.  

— В картинной галерее для первого знакомства выбирайте не более двух-трех полотен. Заранее прочитайте о конкретном художнике, его стране, историческом периоде, в который он творил. Детское любопытство может породить самый неожиданный вопрос, — советует Мария Шаталова.

В момент рассказа в голове у ребенка будут возникать образы, связанные с определенной картиной. Это гораздо полезнее для формирующегося мозга, чем фильмы об искусстве. Ведь когда ребенок смотрит кино, мультики, его внимание включается непроизвольно, за счет постоянной смены кадров. Среди неприятных последствий — проблемы с концентрацией. Когда же малыш увлечен статичным изображением, о котором повествует любимая мама, у него активно работает воображение. В дальнейшем это поможет четко формулировать мысли, писать изложения и сочинения.

— Старайтесь не перегружать ребенка в музее: рассказав о выбранных шедеврах, позвольте ему походить, осмотреться, остановиться около понравившихся экспонатов. Огромный стресс для малыша — пытаться охватить за раз всю экспозицию. Это приводит лишь к утомлению и раздражению: информация усваивается слабо, впечатления смазываются, — полагает Фишер.

Вообще же, сделать посещение картинных галерей и выставок доброй традицией поможет создание художественного альбома. Туда войдут фотографии ребенка рядом с отмеченными им предметами искусства. В каждый последующий поход нужно просматривать больше экспонатов, постепенно наращивая объем знаний.

— Если малыш любит рисовать, возьмите в музей бумагу и карандаши, пусть попробует набросать иллюстрацию на тему полюбившегося изображения, — резюмирует Шаталова.

Самое, пожалуй, главное правило для тех, кто всерьез желает приобщить своих детей к прекрасному, — собственный пример. Если родители увлечены искусством, ходят на выставки, любят театр, ребенок обязательно заинтересуется. Если маме с папой это не близко, но они все же хотят воспитать разностороннюю, творческую личность, имеет смысл рассмотреть групповые занятия, которые проходят во многих крупных музеях для детей от 4–5 лет.


Фото на анонсе: Кирилл Зыков/mskagency.ru