Вызывают? Отвечайте!

26.03.2015

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

26 марта в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Государственная культурная политика и вызовы времени». Готовясь принять в них участие, я подумала, что с не меньшими основаниями можно было бы переформулировать повестку как «Государственная политика и вызовы культуры».

На какой поединок выкликает нас время? С каким оружием выходит к барьеру, чем способно нас напугать? Санкциями? Кризисом? Перспективой снизить потребление? Но люди, лишенные ежесубботнего шоппинга, вспоминают об удовольствиях другого рода. Книги, музыка, любимое кино. А то и музеи. День с семьей на природе, в конце концов.

Да, по отношению к тем, кто оказался — или окажется — на грани нищеты, это звучит почти издевательски. Однако скажем честно: подобная категория населения существовала у нас на протяжении последней четверти века перманентно, вне зависимости от цен на нефть. И по контрасту с чьим-то бездумным жированием их участь только усугублялась. Санкции же в той или иной степени коснулись каждого — а справедливость сама по себе утешительна.

Вдобавок, судя по соцопросам, большинство россиян прекрасно понимают, за что мы расплачиваемся. В деле сплочения нации роль нынешнего кризиса трудно переоценить. Впервые за долгие годы во многих очнулась надежда, что рядом не волчары, не конкуренты, но — соотечественники.

Для российской культуры господин Кризис уже сделал больше, чем все мы, вместе взятые. Статистика книготорговцев, рейтинги телеканалов свидетельствуют о всплеске интереса к родной истории. Из посыла: «Нас давят за то, что мы отказываемся менять свое на чужое», сразу рождаются вопросы. А какое оно — «свое»? Кто мы, какие мы, откуда? Бывала ли Россия прежде в подобных ситуациях и каким образом справлялась? Дайте гражданам возможность получить ответ, не допустите, чтобы они вернулись в зону пофигизма, — и материальный урон от санкций компенсируется грандиозной моральной прибылью.

Тактически главный вызов времени — кризис — полезен. Другое дело, что стратегически он опасен: подъем страны (идти вверх всегда трудно, это под горку мы катились с веселым свистом) потребует от людей тех душевных качеств, которые вытравлялись из них двадцать с лишним лет. Надежный дом не построишь на песке эгоизма, цинизма, шкурничества. Перед государством стоит труднейшая задача — одновременно и наращивать темпы развития, и воспитывать необходимый для этого человеческий ресурс.

По второму пункту — кто в помощь? Теоретически — творцы. Говоря ответственно — кто угодно, только не они. Многое из того, что мы называем культурой, чуть ли не каждый день бросает вызовы — государству, обществу, исторической логике. Как иначе расценивать круговую поруку театральных деятелей, которые заслонили новосибирского «Тангейзера» живым щитом? Народные артисты, руководители коллективов и творческих союзов, громкие имена... И не нашлось ни одного, кто сказал бы молодому постановщику: «Парень, остановись. Есть вещи, которые не следует трогать руками. Зачем ты множишь злость и раздражение? Люди сейчас в другом нуждаются».

А вы говорите «вызовы времени». Разве время пригласило Тимофея Кулябина в Большой? Нет, это сделал Владимир Урин. То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель. Государство опирается на Церковь, главный государственный театр поощряет шкодника предложением работы. Откровенный неприкрытый демарш.

Государственная культурная политика должна формироваться на основе общественного запроса. А запросов на ерническую эксплуатацию святынь в обществе сейчас абсолютно точно нет. Более того: возникни на сцене новосибирского театра не крест, а полумесяц или звезда Давида, о дальнейшем прокате «Тангейзера» — как и о постановках в Большом либо в «Ленкоме» — никто бы не заикался.

Увы, корпоративная солидарность стала для многих деятелей культуры потолком духовного подвижничества. Может быть, потому что более высоких целей перед ними не ставят и других подвигов от них не ждут?..

Вызовы культуры опаснее вызовов времени. Ибо время тянет нас вперед, а культура зачастую топчется в болоте. Телеканал с самым большим охватом аудитории — Первый — две недели кошмарил население сериалом «Орлова и Александров». Это фильм про мрачную «страну стукачей и подлецов», которую возглавляет невежественный вурдалак. Народ в массе своей охотно доносит друг на друга, а считанные единицы людей порядочных стираются с лица земли. Государство, ведомое параноиком, придумывает на пустом месте шпионов, диверсантов, саботажников — как впоследствии, видимо, сочинило, высосало из пальца великую войну. Не было ничего, кроме болезненных фантазий сексуально озабоченного грузина. Понятно, что при таких обстоятельствах истеричка «Орлова» беспрестанно рыдает, а беспомощный «Александров» смотрит сквозь зрителя пустым взглядом либо яростно декламирует: «Мы живем, под собою не чуя страны», взывая: «Ося, Ося!». В смысле: Мандельштама на вас нет!

Попрошайка Утесов, диссидент Горький, завистник Пырьев... Берия вампирит в подвалах Лубянки — хотя на самом деле работал в те годы первым секретарем Компартии Грузии... Убийство Кирова летом... Мечты Александрова снять «Мастера и Маргариту» задолго до того, как к Булгакову пришло это название... Но все перечисленное — милый детский лепет, если мы вспомним, что отравленный букет Орловой преподнесли в 1952-м на Западной Украине, а в сериале это происходит до войны на Челябинском тракторном заводе. Собственно, нежелание обижать западенцев и поминать бандеровцев дает авторам сериала исчерпывающую характеристику.

Полмесяца главный канал страны вынуждает зрителя ненавидеть государство. Пепел коротичевского «Огонька» стучит в чье-то сердце, и этим пеплом нам опять предлагают посыпать голову. А вы про «вызовы времени». Не время, а сценарист сериала пишет в «Фейсбуке» про одного из героев — Сталина: «Исчадие ада, абсолютное воплощение дьявола...» К Сталину, как к любому историческому персонажу, можно относиться по-разному. Но почему многомиллионная аудитория должна становиться заложницей чьих-то мелких симпатий и антипатий? Высиживайте свою ненависть на кухне. История — тем более, относительно недавняя, тем паче на пороге 70-летия Победы — неподходящее поле для вымыслов и клеветы.

И главное: общественного запроса на противостояние личности и государства сегодня тоже нет. Напротив, в кои-то веки появился запрос на единение. Безнадзорно штампуемые поделки существуют в противофазе с жизнью страны и, тем не менее, ставятся в эфир. А значит, до культурной политики нам еще очень далеко. 

«Орлова и Александров» — уже прошлое. Сохранившийся в репертуаре «Тангейзер» — настоящее. Теперь давайте приподнимем завесу грядущего. Как член экспертного совета по современной драматургии я получила из Министерства культуры очередную порцию пьес с претензией на господдержку. Что хотят ставить театры страны?

Открываю файл. Авторский текст: «Через два года отец Михалыча умрет от туберкулеза, а мать сопьется. И тоже умрет. Михалычу придется бросить училище и вкалывать на двух работах, чтобы прокормить трех малолетних сестер. Потом сестры вырастут — двое из них станут проститутками, а третья, самая младшая, выйдет замуж за американца и уедет жить в Штаты. Она родит двух очаровательных близняшек и возглавит клуб молодых матерей в своем американском городе. И никогда, никогда и никому она не расскажет правды ни про отца, ни про мать, ни про брата и сестер, ни про страну под названием Россия». Не буду выдавать, какой конкретно театр просит у Минкульта деньги на воплощение этой душераздирающей истории. Почему-то снова сибирский. Может, в Сибири надо что-то поправить?

Другой файл. Ремарка к первой же сцене: «Виден фрагмент ванны. Девушка заходит вовнутрь... Видно как она снимает трусы, вернее, небольшой фрагмент коленей и белья на лодыжках, и, по всей видимости, садится на унитаз»...

Третий. «МАША. Мама, а я беременная после нового года, но не знаю, кто отец. Их там было шесть человек потенциальных отцов, и я не помню, которые из них».

Четвертый.

«ОЛЯ. Ну что? Написал? Он что?
ЛЕША. Он пишет, что окей. Говорит, каунтер страйк пятый уровень прошел.
ОЛЯ. А про Светку что пишет?
ЛЕША. Пишет про какую-то Катю. На велах зовет кататься.
ОЛЯ. Так едь...»

Да, ценой времени и нервов отдельных членов экспертного совета эти постановки, возможно, удастся остановить. Но так серьезные задачи не решаются. Государственная культурная политика должна быть системой не запретов, а стимулов. Противостоять вызовам труднее, чем предупреждать их — улавливая и формулируя от лица государства тот самый общественный заказ. Объясните молодым драматургам, что «так едь» — не обязательная форма русского языка. Продемонстрируйте режиссерам, что премии дают не только за унитазы. И, поверьте, многие из них вздохнут с облегчением.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (9)

  • alt

    bobrov304 01.04.2015 00:41:33

    Елена Ямпольская из театрального критика и известинской журналистки стала настоящим русским публицистом. А говорят, что преображений не бывает...
    Поэт и публицист А. Бобров
  • alt

    Виолетта Баша 02.04.2015 01:11:29

    Готова подписаться под каждым словом. Сильная статья.
    Но этого мало.
    Надо действовать, надо спасать русскую культуру от людей, ненавидящих ее суть, ее живую душу.
    Время русофобов, паразитирующих на госбюджете страны, которую они стараются опустить всеми доступными им способами, проходит. Но для того, чтобы оно окончательно прошло, для того, чтобы преодолеть эту раковую опухоль, нужно объединить все силы настоящей русской культурной элиты России.

    Публицист, поэт Виолетта Баша
  • alt

    Reader 02.04.2015 04:00:09

    Леди Элен из города Бреда
    Говорила про кредо главреда:
    Кто воспел унитаз,
    Тот получит отказ
    В главной премии города Бреда!

    Виолетта из города Бреда
    Поддержала родного главреда:
    Те, кто тратит бюджет
    На заморский сюжет,
    Пусть уходят из города Бреда!

    P.S. 1. Ежели кто не знает: Бреда - город в Голландии; вроде Брейгель оттуда родом.
    2. В лимериках всегда есть абсурд: специфика жанра.

    Reader, не лирик, не Лир, не поэт и не брюнет.
  • alt

    Волков 02.04.2015 17:49:15

    Е. А. Ямпольская:
    "И не нашлось ни одного, кто сказал бы молодому постановщику: «Парень, остановись. Есть вещи, которые не следует трогать руками"
    ____________________________________________
    Эти слова -главное в публикации… Театр начинается с вешалки? А может быть, все же с Красной площади?
    "Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед" - разве не "подле" захоронений у Кремлевской стены человеков крепивших могущество, отстаивавших государство, не один "сезон" раскатывали великовозрастные российско-заморские "дядьки" с клюшками? Не кощунство-надругательство?
    А то же возведение известного Сундука на Площади… Гонки-рев "болидов" у Кремлевских стен.... Или организация молодежно-студенческого баскетбольного турнира-соревнования едва ли не впритык с Историческим музеем как и других "мероприятий" - для чего? Мест иных нет? Однако, "дозволяется"… Как и "попускается" не один год "вышагивать" армейским "сапогам" "партнеров" по "обновленной" брусчатке - а точнее, по душам тех, кто еще ощущает причастность к Отечеству…
    Что сие - духовная незрелость-инфантильность, "несмышленость" "режиссеров" этих "спектаклей"? Куда же, в таком случае, "смотрит" Дирекция? И кому "увещевать" Ее?
  • alt

    Волков 06.04.2015 13:19:34

    "НОВОСИБИРСК, 3 апреля. /ТАСС/. Бывший глава Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич призвал Патриарха Кирилла высказать свою позицию в отношении скандала вокруг постановки оперы "Тангейзер" … …. Я ожидаю, что наступит время, когда патриарх Кирилл скажет об этой позиции свои слова. Он должен об этом сказать. В обществе идет очень серьезная дискуссия, и Патриарх пока молчит. Надо, чтобы он высказался", - заявил в пятницу журналистам Мездрич ( http://tass.ru/opinions/top-officials/1812568?page=3 )"
    _________________________________________
    А что "должен" сказать Патриарх? "Призвать" Мездрича принять как аксиому и непреложный факт, что без Промысла Божьего и волосинки с человека "не спадает" даже при наличии "свободы воли" у грешника? Добавить, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и Министерство культуры - орудия Творца в данной ситуации и что причину произошедшего необходимо искать не вовне, а в себе и только себе? Что с таким жизненным опытом-биографией директору давно пора не за "свободу творчества" "ратовать", а разобраться-понять, как Истина (и только Она!) делает человека по настоящему свободным!? Напомнить, что Истина "взошла" на Крест ради того, чтобы и у Б. М. Мездрича появился тот единственный шанс на обретение Жизни, а не чтобы Ее "попирали" на театральных "подмостках" вводя (возможно и невольно!) в соблазн как зрителей - так и актеров, ставя под удар их метафизическое будущее!?
  • alt

    Николай 06.04.2015 14:50:44

    В.В.Вересаев "Записи для себя":
    "Epatez le bourgeois! - Ошарашивай мещанина! Как это характерно для средненького таланта и для бездарности! Провел ли бы Микеланджело хоть одну линию резцом, написал ли бы Бетховен хоть одну ноту, чтоб кого-нибудь "ошарашить"?"
    От себя добавлю. Вересаев писал о креативных культурных "деятелях", творящих ради ошарашивания. У нынешних сценаристов и режиссеров Кулябиных даже на это не хватает таланта. Хватает только на то, чтобы испоганить ради ошарашивания публики уже ставшее каноническим талантливое творение. Такие относятся уже не к "средненьким" талантам, а к тем, что ниже плинтуса.
  • alt

    Максим 07.04.2015 12:21:20

    Последнее слово все равно не за чиновниками, как бы ни пыталась их озадачить нашим воспитанием газета "Культура". Последнее слово за творцами. Ведь многие наши патриоты-государственники и сами творцы. Во всяком случае таковыми себя позиционируют. Вот и создавайте, господа, шедевры, докажите что и без всяких провокаций можно обойтись в современном искусстве. Не бегите к государству с криками "караул, бездуховность". Дайте нам духовное и качественное. А то ведь, сжав зубы, передергиваясь от каждой пошлости, но смотришь «Яйца судьбы».
  • alt

    Волков 08.04.2015 13:33:15

    Так секвестировать надо - для начала соответствующий бюджет… И здоровье-нервы сберегутся и…
    Основание? А, например, тот же роман Виктора Акашина "В чашу" (наличествует в любой лавке канцтоваров - всего за 140-200 руб.!)! Изумительные страницы - ни слова-строчки пошлости, ни… Шедевр! А по сути - Знак того, что пик КЛАССИКИ давно миновал. И "должной" глубины более не предвидится - "провиденциально" не достичь! А потому, целесообразно ли "сверлить воду" - увеличивать (как продолжает сие делать Министерство культуры РФ при личной поддержке Д. А. Медведева - кстати, почитателя Deep Purple) финансирование проектов т.н. "современного искусства во всех его проявлениях" (давать больше грантов, наступая на "горло"… …консервативным проектам, чтобы поддержать молодых художников, пробивать им госстипендии и т.д. - http://www.mk.ru/culture/2015/04/01/vladimir-medinskiy-pomenyayte-khrista-na-magometa-doydete-li-vy-posle-etogo-do-doma.html )?
    Нет, конечно, ибо это неизбежно ведет к растлению как самих "творцов", так и "потребителей" их "услуг" - это закон! И произошедшее в Новосибирском театре оперы и балета - тому очередное подтверждение…
  • alt

    Волков 09.04.2015 14:18:06


    http://diak-kuraev.livejournal.com/ :
    Новосибирская мозавика-2
    корреспондент . Сиб.фм.:

    "Но было ли всё-таки оскорбление в «Тангейзере»?

    А. Кураев: "- Я думаю, всё-таки там не было оскорбления религиозных чувств, потому что там была сложная конструкция и режиссёр-Тангейзер, который снимает кощунственный фильм о Христе, он же не представлен в опере как положительное лицо. Это опция «картинка в картинке». Это печально, это болезненный человек, он сам себя изувечил, он живёт в больном мире. Вот об этом, по-моему, эта опера. Она не о том, что вот так и надо видеть Христа. Поэтому в данном случае это было ложное срабатывание тревоги…"
    _______________________________________
    Чем не слова человека, недостаточно смыслящего в духовной стороне проблемы - чрезвычайно в данном случае опасной! Выходит, что наличие приложение ученой богословской степени к рясе - вовсе не гарантия знания-понимания "предмета", коим их "носитель" "занимается"?



    А. Кураев:
    " Я полагаю, что было бы очень хорошо для церкви начать серьёзную дискуссию внутрицерковную, а затем и открытую, о том, как всё-таки церкви реагировать на такие спорные ситуации, на ситуации, когда нам представляется, что нашу святыню обидели. Ведь бывают ситуации, когда происходят вещи действительно кощунственные. Опыт наш и католической церкви показывает…"
    ______________________________
    И без дискуссий понятно, что без "дезавуирования" т.н. "пятой колонны" в РПЦ, на России как Цивилизации, можно будет ставить "точку".



    А. Кураев:
    "…что, если в ответ начинаются какие-то гневные акции опровержения или кого-то тащат в суд, то это произведение, которое оспаривается церковью, приобретает мгновенно огромную популярность… …Выходит, что дурно пахнущую субстанцию мы в итоге разбросали по всему миру. Но какая-то реакция должна быть?
    А может быть,.. …нужно провести ответную акцию… ….оскорбили — а я в ответ что-то доброе делаю… …Мне кажется, нынешний римский папа Франциск именно так и реагирует. Вместо того, чтобы вести полемику в прессе… ….бомжам ноги моет".
    _________________________________________________
    Вот и "разрулил" протодиакон ситуацию побывав в Новосибирске - поезжай, мол, в "упреждение" Патриарх Кирилл в Сибирь да по примеру Папы (и под "фото"!) "нагнись-умой-ка" ножки Тимофею Кулябину и Борису Мездричу?
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть