Елена ЯМПОЛЬСКАЯ
27.06.2013
Для чего вообще нужно государство?
Этот вопрос пришел мне в голову на заседании в Совфеде — там под предводительством Валентины Матвиенко обсуждалось, как проводить грядущий в 2014-м Год культуры. Звучали вещи толковые и важные — в основном из уст Владимира Мединского и его тезки Толстого, но хватало и суесловия, казенного либо самодеятельного. Так что времени поразмышлять автономно оставалось вдоволь.
Так зачем же все-таки существует государство?
На мой взгляд, — чтобы создавать человеку все условия быть хорошим.
А поскольку, чтобы стать хорошим, большинство из нас должно пройти определенный путь — совершить неизбежные ошибки, пометаться, посомневаться, следовательно, задача государства — обеспечить каждому гражданину возможность личного совершенствования.
Задача не только богоугодная, но и вполне прагматическая: процент хороших — порядочных, добрых, смелых, трудолюбивых, хоть сколько-нибудь целомудренных — людей в стране является значимым фактором национальной безопасности. На мой взгляд — едва ли не основополагающим. Взорвать пресловутый «Дом-2» надо не потому, что мы ханжи, а ради того, чтобы через десять лет Россия еще существовала, чтобы ее не вынесли окончательно в карманах, не прокурили на диванах люди, воспитанные в атмосфере оголтелого цинизма.
Отношения государства и культуры я бы рассматривала в этом ракурсе. Само по себе слово «культура» не кажется мне окрашенным в сугубо позитивные тона. Именно потому, что уже полтора года возглавляю одноименную газету. И с первых дней понимала, что делать издание, посвященное исключительно премьерам, выставкам, концертам, — значит уйти далеко от настоящей культуры, которая узнается по плодам. Плоды эти — чистота лесов и водоемов. Обихоженная земля. Физиологическое — буквально до тошноты — отторжение воровства. Здоровая способность не гоняться за чужими образцами с высунутым от восторга языком. Дети, стесняющиеся матерных слов, утренние улыбки соседей в лифте, собаки на поводках...
Настоящая культура как раз и есть инструмент, чтобы сделать человека лучше. И она всегда состоит в родстве с совестью. А премьеры, выставки, концерты, новые книги и фильмы — не всегда. По нынешним временам — чрезвычайно редко.
После письма деятелей культуры в защиту «пусек» я вообще серьезно задумалась о том, что нашей стране необходим новый культурный призыв. «Медийные лица» — от престарелых кинозвезд с закостеневшей либеральной репутацией до пьющих рокеров и балетных скандалистов — способны только щекотать публику в разных местах. Они выдохлись, дискредитировали себя. На культуру тоже следовало бы распространить заповедь Гиппократа: не навреди. Не можешь сделать человека лучше — так не смей же его развращать.
Все это надо учитывать, когда речь заходит про Год культуры. Пришло время государству задавать стандарты и поощрять образцы. Возникла уникальная возможность назвать черное — черным, а белое — белым на сколь угодно высоком уровне. Как и произошло недавно с фильмом-триумфатором «Легенда №17». Но не единой же «Легендой...» жива страна. Легенд у нас немало.
Год какой культуры мы собираемся проводить? Вот вопрос номер один. Прочее — детали. Об этом, кстати, в Совфеде упоминал Владимир Мединский. Наконец-то во главе федерального культурного ведомства встал человек, озаботившийся СОДЕРЖАНИЕМ, не купившийся на «креативные» формы.
Официальный запрет на идеологию привел к тому, что государство десятилетиями стеснялось вмешиваться в культуру. Держало себя с неподобающей стыдливостью. При этом антироссийская пропаганда и агитация ведутся у нас нагло, уверенно, бесперебойно, во многом — средствами культуры и при активном участии деятелей этой самой «культуры». Ну и журналистов, разумеется.
На мой взгляд, параллельно с разработкой стратегии развития национальной культуры необходимо сформировать госзаказ на средства массовой информации, озабоченные не одним лишь получением прибыли. Чем соревноваться в цинизме с «Домом-2»: «Давайте организуем прокремлевское СМИ, потому что патриотизм нынче в тренде и за него бабки платят!», вспомните о провинциальных изданиях, во многом формирующих атмосферу в стране. Да, они не всегда блещут высоким профессионализмом. Но профессионализм при благоприятных условиях нарабатывается, — это подлость в порядочность переконвертировать нельзя.
Именно СМИ могут осуществить тот самый новый культурный призыв — дав подняться человеку из глубинки. Именно в провинции можно хотя бы попытаться поколебать пошлую и безнадежную «звездную» систему, которую мы, журналисты, сами и насадили.
Если благодаря высокому давлению какой-нибудь губернатор выделит грант местному литжурналу, если хоть одна областная или городская газета, получив финансовую подушку, не начнет в отчаянии «желтеть», Год культуры пройдет не зря. А мы готовы коллег по всей России поддержать. Ибо какой же Год без «Культуры»?