Циники и лирики

09.07.2014

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

В начале июля в Совете Федерации под председательством Валентины Матвиенко прошли парламентские слушания по Основам государственной культурной политики. Значение этого документа пока не осознано вполне, однако многими угадывается — и догадки эти столь многообещающи, что ни чиновники, ни парламентарии, ни деятели культуры не жалеют сил и времени для обсуждения проекта Основ. К концу сентября текст должен приобрести безупречную ясность, потому любую критику сегодня надо воспринимать как работу на общее дело.

Вот и покритикуем.

На мой взгляд, по стилистике предварительный проект ОГКП напоминает письмо из Простоквашино. То самое, которое начинал сочинять дядя Федор, продолжал — пробегавший мимо Матроскин, а завершал жалобными каракулями («то лапы ломит, то хвост отваливается») и гордостью за повышенную лохматость «ваш сын дядя Шарик».

Заздравные запевы про «духовное, культурное, национальное самоопределение России», «утверждение общенациональной идеологии развития», «уважение к истории и традициям»... категорически не монтируются с целым рядом последующих фрагментов. Какие-то аспекты не прописаны вовсе, какие-то трактуются за упокой.

Итак, основной раздел — «Стратегические задачи государственной культурной политики».

Пункт третий, «Поддержка отечественной литературы...». «В духовной и культурной жизни России русская литература занимает особое место... Традиции и высочайший уровень литературного мастерства удалось сохранить даже в условиях жесткой идеологической цензуры советского времени».

Этот пассаж мог бы считаться добросовестным, если бы далее с гордостью провозглашалось: а едва только жесткой идеологической цензуры не стало, сразу расцвела пышным цветом русская литература и принесла великолепные плоды, каковые мы готовы предъявить всем интересующимся. Но не могут сказать ничего подобного создатели документа. Тогда в чем посыл? Пнуть лишний раз советскую эпоху? На это большой смелости не требуется. И ума, кстати говоря, тоже. Помимо тех очевидных фактов, что цензура была изобретена задолго до советской власти (собственно, с феноменом абсолютно бесконтрольного творчества мы столкнулись только на новейшем отрезке истории); что в условиях «жесткой идеологии» родилась великая литература для детей, которой мы насыщаемся до сих пор, ибо духовную пищу подобного уровня производить не в состоянии, — помимо этого, сам примиренческий настрой документа отторгает подобные выпады. Нападками на советское народ можно только разобщить. Как фактор объединения это не проходит.

Пункт шестой. Абзац — пока единственный на весь документ, — посвященный кино. «Основное направление государственной поддержки — это зрительский кинематограф, что позволяет увеличивать объем отечественной кинопродукции на экранах страны. Но поддержки требует и развитие кинематографа как искусства».

Данная цитата явно принадлежит авторам с короткой памятью. Лучшие отечественные фильмы, фильмы, которыми мы все до сих пор аукаемся и которые до недавнего времени оставались чуть ли не единственным связующим звеном между поколениями, были одновременно и кассовыми, и высокохудожественными. Они собирали неслыханные нынче десятки миллионов зрителей, будучи при этом — как мы теперь точно понимаем — шедеврами. Косное и вредное заблуждение — будто киноискусством у нас занимался один Тарковский. Назовите любую дорогую вам с детства картину — это настоящее искусство, не сомневайтесь. Вспомните практически любого из известных советских кинорежиссеров — это художник, будьте уверены. Скажу еще: художников гораздо больше, чем фамилий, которые вы в состоянии воспроизвести. Кто снял «Простую историю»? Юрий Егоров. Много ли вы о нем знаете? Кто-то — больше, кто-то — совсем ничего. А ведь если бы у мирового киноискусства был свой Лувр, «Простая история» висела бы в отдельном зале под стеклом, а вокруг с благоговением толпилась бы разноязыкая публика...

Разделение кинематографа на «зрительский» и относящийся к «искусству» произошло недавно. С появлением понятия «формат» — вроде бы полезного и практичного, однако на деле ставшего основой новой диктатуры. Форматы активно взяты на вооружение бездарями и симулякрами. Теми, у кого вместо души калькулятор. Но государственная культурная политика тут при чем?

Более того: подобным подходом к кинематографу поощряется дальнейшее размножение и выползание на экран всевозможных «Левиафанов». Фильм, получивший в Канне приз за лучший сценарий (хотя сценария там нет вовсе, а есть набор неправдоподобных, плохо монтирующихся друг с другом ситуаций), снят при поддержке Фонда кино и Минкульта. Очень надеюсь, что общественные разбирательства по этому поводу еще впереди. Нельзя плевать в лицо соотечественникам за их же — соотечественников-налогоплательщиков — деньги. Да вдобавок выдавать плевок за «искусство». К искусству — то есть сделанному искусственно — там, на мой взгляд, относится только ненормативная лексика, аккуратно вмонтированная в речь мэра — Мадянова. Впрочем, прокатное удостоверение получено, пусть зритель 18+ ознакомится с «Левиафаном», тогда и вернемся к этому разговору. 

Тот же пункт того же раздела. «В процессе формирования и реализации государственной культурной политики должны быть выработаны необходимые и достаточные формы государственного регулирования сферы массовой культуры как преобладающего фактора культурного воздействия на граждан и взаимодействия профессиональной и массовой культуры»

Абзац, появившийся в проекте после моего выступления на одном из заседаний рабочей группы под руководством главы Администрации президента Сергея Иванова. Однако, что здесь написано — не понимаю. Донт андэстенд. Нон компрене. Нихт ферштейн. Не розумiю. Ни в зуб ногой. «Необходимые и достаточные» — это как? «Сфера массовой культуры» — это что? Филипп Киркоров? Необходимое и достаточное регулирование Киркорова? Ну ты, барин, задачи ставишь! Такое еще никому не удавалось. «Взаимодействие профессиональной и массовой...» — просто дичь. То есть массовая — по определению не профессиональна?

А ведь важнее массовой культуры ничего нет. Именно она растит человека, формирует его на протяжении всей жизни. Фильмы для широкого зрителя, о которых мы говорили выше, — создающие образ героя. Какие герои — такой и зритель, каков зритель — такова страна. Песни — чтобы оказались кстати и в горе, и в радости, чтобы захотелось слова выучить, — этой проблеме была посвящена колонка «Клавдия Шульженко против Кончиты Вурст». Наконец, извините за прозу жизни, юмор. Может быть, самое главное в сфере культуры — над чем страна смеется. Есть ли у нее общие, в разных регионах и социальных слоях понятные шутки, и какого они качества.

В современной России на месте юмора — зияющая воронка. Высокие традиции жанра уничтожены, будто взрывом. Выбирать приходится между различными видами нишевого стебалова — ведь нельзя же, помилуй Бог, смотреть «Смехопанораму». Впрочем, значительный процент населения полагает, что можно. Аркадий Исаакович Райкин или Мария Миронова с Александром Менакером объединяли страну: дворник знал, что смеется вместе с академиком. Нынешний «массовый» юмор фактически и является водоразделом между «элитой» и «быдлом». Вторых все успешнее отупляют, чтобы первые все брезгливее воротили нос.

При этом ни в песенном, ни в юмористическом жанре не существует нормально функционирующих социальных лифтов. Нет системы отбора, просеивания, воспитания талантливой молодежи. Монополия — у телевидения, а там фильтр один — пресловутый формат, о котором мы уже говорили.

Кстати, пункт четвертый «Стратегических задач...» — «Поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды»  —  я сейчас не обсуждаю сознательно. Здесь слабость текста оправданна и понятна. Выходить против нашего ТВ с одними Основами ГКП наперевес — все равно, что пытаться сбить самолет украинской нацгвардии из рогатки.

Пункт седьмой. «Поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив...» «Культура по своей природе развивается путем создания новых художественных форм, нового содержания. В момент создания их общественная оценка, как правило, противоречива, но сам факт художественного новаторства, поиска и эксперимента должен быть доступен вниманию общества».

В десятый раз перечитываю — не понимаю: где у этого абзаца тормоз? Где гарантии от распространения «гоголь-центров» или «домов новой культуры» по всей России? Такая формулировка сделала бы честь альтернативному проекту культурной политики, доходчиво изложенному в картинках Маратом Гельманом.

И вот здесь, как мне кажется, мы нащупали главную слабость документа. Нынешний проект — это собрание прав творца, без малейшего упоминания про обязанности. Государство в каждом абзаце что-то должно, деятель культуры — народу, обществу, государству — не должен ровным счетом ничего. Но художник, который снимает с себя ответственность за что бы то ни было, кроме собственного благополучия, становится жлобом. Заслуженным жлобом республики. И на иные звания претендовать не имеет права. Потакая жлобству, узаконивая его, мы собственными руками портим человеческий материал в сфере культуры.

Худрук провинциального театра просто обязан интересоваться криминогенной обстановкой в городе, где работает. Не потому, что усилиями одного лишь театра можно покончить с преступностью. Но потому, что театр способен внести немалую лепту в улучшение психологического микроклимата. Снимаешь ли ты кино, готовишь выставку, выпускаешь очередной номер газеты, необходимо задуматься хоть на минуту: твой продукт сделает человека лучше или хуже? Врезалось в память, как 12 июня в Георгиевском зале, принимая Государственную премию за «Легенду №17», продюсер Леонид Верещагин сказал: «Фильм вышел — и сразу нашел отклик в сердцах миллионов наших зрителей, потому что он делался с большой любовью всеми, кто прикоснулся к этому проекту. Эта любовь была считана зрителями. А кино является ведь мощнейшим инструментом формирования идеалов. После удачного проката фильм был показан по каналу «Россия 1» перед самой церемонией открытия зимних Олимпийских игр... И если кому-то из наших спортсменов наш фильм хоть чуть-чуть помог дотянуться до медали — наша миссия выполнена. А если те, кому не повезло, кто проиграл, но нашел в себе силы перебороть себя, встать и снова продолжить борьбу, и в этом тоже помог наш фильм, то наша миссия выполнена вдвойне...»

Так говорил Верещагин — человек вполне прагматичный. Почему-то пафос его никому не показался странным, а слово «миссия» — напыщенным. Прислушайтесь к самым серьезным людям страны, перечитайте речи главы государства. Противоборство между лириками и циниками (отнюдь не надуманное, как когда-то между физиками и лириками) достигло максимального обострения. Погнали наши городских — в жизнь России, наконец-то, возвращается поэзия. Не в узком смысле — как один из компонентов грядущего Года литературы, но как великая движущая сила. Мы не жлобы, жлобы не мы.

Опрос ВЦИОМа, проведенный в минувшем апреле, показал: индекс счастья в России достиг исторического максимума за последние 25 лет. Четверть века, вдумайтесь. То есть ни эйфория начала 90-х, которую испытывали многие (что нормально — людям свойственно надеяться на перемены к лучшему), ни насыщение прилавков товарами и продуктами счастья обеспечить не смогли. Что же изменилось весной 2014-го? Сущая «мелочь»: люди снова — после долгого перерыва — поверили, что живут в великой стране. Не имеет права отечественная культура оставаться в стороне от этого запроса.

Экономика, промышленность, оборона, финансы в конечном счете зависят от одного фактора — от настроения, с которым просыпается утром рядовой россиянин. И если ему для полного счастья требуется ощущать себя гражданином великой страны, будьте любезны, деятели культуры, обеспечьте ему подобный настрой. А уж великой он сам ее сделает.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (5)

  • alt

    Владимир 10.07.2014 12:27:40

    Время все расставляет по местам. Через два года и не вспомним про эти бумажные основы и авторов.
  • alt

    Reader 12.07.2014 16:26:15

    "...поощряется дальнейшее размножение и выползание на экран всевозможных «Левиафанов»."

    Митрофан, Митрофан - не смотри "Левиафан"!
  • alt

    Аветиc 15.07.2014 10:51:35


    Прочитав 7 пункт ГКП, я убедился: точное название придумал своему журналу Никита Михалков. «Свой». На войне как на войне. Свой – чужой. Русь-тройка в виде троицы алкоголиков у помойки – это новая форма? Да еще художественная?
    Ну так как развивается культура? Почитаем введение Основ ГКП: «Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.
    Государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности».
    Снимаю шляпу. Но, господа, тем самым признается ведь, что культура – это культ предков! Их мало чтить уроками литературы, экранизацией, проведением юбилеев и т.д. Почтение – это в первую очередь попытка стать как они – творцом культуры с ее ценностями. Если культура и развивается «путем создания новых художественных форм, нового содержания», то рост количества текстов, фильмов, спектаклей и вообще отраслей, увеличивая видовое разнообразие всей культурной системы, увеличивать должен и саму устойчивость культуры, а не расшатывать ее.
    В один и тот же день глава Минкультуры РФ критикует столичный театр за недостойную, на его взгляд, трактовку "Мертвых душ", а в театре Вахтангова вручают премию "Хрустальная Турандот" за лучшую режиссерскую работу именно автору спектакля "Мертвые души Кириллу Серебренникову.
    В той же программе спектакля этого же Гоголь-центра – «Неврастения» написано: «Поскольку политическая ситуация скверна, а государственные культурные инициативы (в особенности, касающиеся радения за нравственность) носят все более идиотический характер, появилась тенденция защитить вопреки или, напротив, замочить в поддержку».
    Идиотический характер, слышите? Что взамен? Неврастения.
    Рационализация – вот что лежит сейчас в основе развития нашей культуры, судя по проекту. На какое-то время это может обеспечить даже равновесие, когда ни одна отрасль не господствует над другой, как бы того ни хотела. Но неужели история не научила нас?! Стремление к синтезу в культуре весьма опасно тем, что она включает в себя духовных компонентов больше и больше – до полной уверенности, как это было еще в Древнем Риме, что вся ее система способна включить в себя ну абсолютно все. И тогда культура распадается.
    Любой из истинных творцов культуры – это жертва, и именно жертва является основой культуры и отдельного культурного факта. Чтобы убедиться в этом – достаточно почитать любой учебник культурологии, прежде чем браться излагать основы культурной политики. Апологетов всяческой неврастении и русского мата как «великого достижения народа» трудно исправить – неврастения… А вот подверженным колебаниям полезно почитать… Например, С. Ключникова: «Существует земной закон, по которому с того момента, как прекращается всякое преследование и достигается всеобщее признание, начинается и разложение». Понимаю, что эти слова вызовут некоторую агрессию. Что ж… Агрессивность – свидетельство начала подмены. Нигилистов, «Бесы» вспомните… В ту пору закурить в храме было очень даже просто. Вдова Ф.М. Достоевского вспоминала, как после отпевания писателя монахи, собравшиеся прибираться, удивились, не найдя в притворе ни одного окурка…
    И последнее. В год культуры эта сфера стала главенствующей и тем самым привлекла множество сторонников из нетворческого большинства (см. список учредителей Кольты) вовсе не идеалов ее, сколько из-за славы и положения, которые она предоставляет. А это и увеличивает очевидную опасность извращения целей культуры. Разве конец не очевиден? Общество, развиваясь за счет культуры, почему пытается ее упростить? Токмо для повышения эффективности управления. Вот тут и начинает действовать кибернетический закон многообразного необходимого разнообразия, составляющий основу подмен. Начавшийся было прогресс, за который духовная культура и ответственна, не просто сходит на нет, а даже направляется назад. Такова жизнь: создается сила инерции, которая препятствует движению. Если жертва – источник развития, дающий энергию, и эта энергия движет миром, то подменами развитие останавливается. Жертвенность Гоголя создала энергию (не даст соврать француз Вогюэ), которая гасится инерцией подмен центра его имени.
    Любой приверженец традиции с точки зрения его противника – в лучшем случае идиот, как князь Мышкин, которого понять невозможно. Авторы Основ, сходясь в предмете внимания, но расходясь в ценностях, напоминают мне Мышкина и Рогожина, сидящих в конце романа у тела Настасьи Филипповны. Их и обнаружили взломавшие дверь. А вот какой обнаружили они убитую и обнаружили ли – Достоевский умалчивает…
    Есть два способа быть услышанным. О первом говорят в Гоголь-центре. Процитирую еще раз программу спектакля Гоголь-центра: «Неврастения характеризуется непреодолимым желанием совершить какое-нибудь действие. Это действие может быть смешным или незначительным, агрессивным или постыдным, но всегда бессмысленным…. Погружая танцовщиков и зрителей в обстоятельства экспозиции, мы демонстрируем, что данное расстройство может случиться не только с определенным типом человека, а с каждым». Вот так вот: меланхолия, неврастения, ипохондрия становятся, таким образом, очень даже возможными для всех нас.
    Второй способ – этот тот, за который Чубайс готов был разорвать Достоевского. За призыв классика к смирению и страданию. Произведения этого классика очень многие, включая учителей словесности, считают ядом. Противоядием является Лев Толстой. Хорошо. Процитирую графа: «Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше смертью».
    Так что вопрос в том, что послужит примером сейчас: жертвенность Харламова и Тарасова или желание «почесать в интимном месте» (вновь цитирую программу спектакля «Неврастения»).
  • alt

    Николай Николаевич 17.07.2014 15:34:02

    Не в бровь, а в глаз.
    Национальная культура - это нравственный фундамент народа. Уничтожение национальной культуры - это уничтожение народа, а значит и государства.
  • alt

    Кирилл 17.07.2014 16:10:42

    "Форматы активно взяты на вооружение бездарями и симулякрами."

    хочу прокомментировать эту цитату другой яркой цитатой автора:

    "Однако, что здесь написано — не понимаю. Донт андэстенд. Нон компрене. Нихт ферштейн. Не розумiю. Ни в зуб ногой."
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть