Клавдия Шульженко против Кончиты Вурст

13.05.2014

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

Есть ли на свете зверь страшнее бородатой женщины? Вот вопрос, активно обсуждаемый российскими журналистами, депутатами и представителями шоу-бизнеса. Так называемые звезды, чья сексориентация неведома только дальневосточным леопардам, пиарятся, проклиная Кончиту Вурст. Музыкальные критики выражают ей «фи» протяжным фальцетом. Серьезные люди обеспокоены, не развратит ли пример Томаса-Кончиты нашу молодежь — вдруг желание сочетать юбку с бородой передается, как ветрянка?..

За последние годы большинство из нас обучилось бойко тарахтеть про новые вызовы, однако не способно разглядеть упомянутый вызов, даже если его подадут нам на вертеле. Начиная с 18 марта, время на территории России летит в темпе сюиты Георгия Свиридова. Бессмысленно плестись за ним с идейным багажом трехмесячной, а то и прошлогодней свежести. Завывания про «пятую колонну» и шарахания от гей-пропаганды выглядят сегодня, как сапоги на меху, забытые в прихожей и случайно обнаруженные на пике летнего зноя. «Пятая колонна» уже признала себя пятым колесом; тот, кто мнил других отстоем, оказалось — сам отстой; либералы добровольно зафиксировали кончину либерализма — даже не пришлось вызывать санитаров из консервативно-патриотического лагеря. Ряд представителей новомодного «креативного класса» и старой творческой интеллигенции публично покончили с собой — подписав определенные воззвания или поучаствовав в некоторых шествиях. Списки самоубийц известны, общественное мнение на их счет сформировалось, так предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов и не нагнетайте вымышленный саспенс там, где он основательно подослаб.

То же самое можно сказать про геев. Защитили детей законом — и слава Богу. Много чести — каждый отдельно взятый экземпляр гонять народной дубиной.

Тем более, что есть в жизни вещи, не менее опасные, чем эпатаж. Это фальшь и дурновкусие. И то, и другое было проявлено в полной мере во время рекламной кампании «Евровидения» на канале «Россия». Побывав на заключительном — предфинальном — «Прямом эфире» с Борисом Корчевниковым, могу констатировать: за кулисами отечественного ТВ культивируется особая порода людей. Профессиональные махатели флагами, узкие специалисты по держанию растяжек, безбашенные горлопаны «Россия, вперед!»... Энтузиазм в студии взбивался с такой пеной, настолько через край, будто бы вернулась в родную гавань Аляска, как мечтала о том пенсионерка Фаина Ивановна... Публика охрипла, выкрикивая лозунги, гости истерили и били себя в грудь (часть приглашенных стыдливо опускала глаза, когда остальные метили плевками в Кончиту Вурст). Псевдопатриотический угар струился в жаре софитов, вызывая нормальный угарный эффект — то есть дурноту.

Говорят, так было и в минувшие годы. Но, видимо, тогда это не бросалось в глаза. Вообще на фоне отсутствия реальных побед всякое искусственное вживление патриотических чипов воспринимается равнодушно. Но сегодня ситуация принципиально иная! Олимпиада и Крым (по степени значимости, конечно, Крым и Олимпиада) подарили людям веру: слова переходят в дело. Мы можем. Нас много, и мы — одно целое. Появились реальные современные герои — наконец-то! Появились поводы плакать от гордости. Махать флагами — без указки редакторов. Ликовать до хрипоты — по собственному желанию. Народ вспомнил вкус настоящего патриотизма, и кормить его синтетикой, взошедшей на гидропонике, теперь попросту оскорбительно.

Истинное чувство отличается от поддельного градацией, амплитудой, нюансами. Нельзя прославлять никому (кроме рекламодателей) не нужное «Евровидение» на уровне крымского воссоединения. Не надо захлебываться «Россиейвперед» по никчемным поводам. Парад Победы в Москве, в Севастополе — да. Финалы-полуфиналы «Евровидения» — нет. Помните, как опростоволосился пацан, кричавший забавы ради: «Волки, волки!»?

Бестактно это исступленное веселье, когда рядом — практически у соседа за стеной — стреляют, режут, жгут людей живьем. О чем тот же канал «Россия» — с его блестящей аналитикой и выверенной позицией — рассказывает, не пряча боли, каждый день.

Опасно давить публике кулаком на диафрагму, пытаясь выжать еще немного восторга. В какой-то момент драгоценная вера — которой так давно не было, на которой можно страну поднимать, развивать, украшать — вновь исчезнет. Народ не дурак, туфту раскусывает на раз.

Хуже отсутствия патриотизма — только псевдопатриотические шабаши на пустом месте. Это и есть новый вызов. Не «пятая колонна», не бородатые женщины — нам угрожает фальшь, когда-то разъевшая изнутри Советский Союз. Но СССР все-таки скатывался от искренности к притворству несколько десятилетий. А нынче что — в бездну на рекордной скорости?

Господи, сколько языков сломано о песенный конкурс, никогда не имевший влияния и не претендующий обзавестись таковым в перспективе... А про главное — ни полслова. Пытаясь собрать страну в кулак (в бархатной, впрочем, перчатке), прикидывая, где требуется срочно наверстывать, какие дыры зияют в промышленности, технологиях, обеспечении продовольствием, мы натолкнулись на чудовищный дефицит в культурной сфере.

Не хватает фильмов — таких, чтобы ходили миллионы, смотрели с открытыми ртами, роняя недожеванный попкорн, а потом обсуждали — на кухнях, на работе, в соцсетях.

Давний, хронический недород шуток, которые повторяла бы вся страна — не затыкая уши детям и не поражаясь тупости ржущего зрительного зала.

Острая недостача песен — душевных, добрых, мощных, целебных. От которых жить хочется. Ведь не имеет ни малейшего значения, что мы поем по-английски. Единственно важно — что мы будем петь на родном языке. Правда, по мнению выдающегося композитора и продюсера земли русской Филиппа Киркорова, English — «это единственная возможность общаться на международном уровне». Но господин Киркоров отстал от жизни лет эдак на двадцать. На международном уровне главное — невербальные аргументы.

Не имеет никакого значения, что мы исполняем на «Евровидении» или на каком-нибудь там «Баксослышании». Важно — что будут петь сестры Толмачевы, а также их сверстники и сверстницы у себя дома. За последнюю четверть века в России не родилось практически ни одной песни, которая бы ушла в народ. Нам не с чем встретить 1 Мая, кроме как «Утро красит нежным светом...». Шедевр братьев Покрасс и Лебедева-Кумача — на все времена, но нельзя же до бесконечности подъедаться на советском наследии. Наши песни носим в сердце с колыбели — вопросов нет, однако хорошо бы положить в колыбель грядущим поколениям и пару свежих аккордов.

России необходимо собственное песенное состязание. Только проводиться оно должно с умом. Не ради шоу — ради результата. Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1939 году затевался не для того, чтобы пиарить сидящего в жюри Утесова, а (как выяснилось) чтобы вывести на большую сцену Клавдию Шульженко. Конкурс нужен сразу и авторский, и исполнительский — так могут сложиться долгоиграющие творческие союзы: композитор, поэт, певец. Как говорил тот же Утесов, оценивая молодых артистов: этот — на год, этот — на три, а этот — навсегда. Займемся теми, у кого потенциал «навсегда», хватит однодневок.

А пока скажем честно: что мы можем противопоставить Кончите Вурст? Блестящий вокал, драматический талант, яркий темперамент, запоминающиеся хиты? Ах, только традиционную ориентацию?

Маловато, граждане.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (5)

  • alt

    Reader 15.05.2014 16:24:46

    Ряд представителей новомодного «креативного класса» и старой творческой интеллигенции публично покончили с собой — подписав определенные воззвания или поучаствовав в некоторых шествиях. Списки самоубийц известны, общественное мнение на их счет сформировалось, так предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов и не нагнетайте вымышленный саспенс там, где он основательно подослаб.//

    Креаклы, предатели скользкие
    Не будут позорить державу:
    Их в Лету столкнула Ямпольская
    Изящным нажатьем на клаву.
  • alt

    Владимир 28.05.2014 12:11:45

    Лирическая певица против имитатора антихриста, Или почему сейчас деятели культуры бессильны создавать общезначимые творческие высказывания.
  • alt

    Михаил 30.05.2014 16:09:34

    Спасибо автору, к большому сожалению эстрада у нас деградировала и чему дивиться если народ смеется над идиотизмами Петросяна и К*, смотрит сериалы которые множаться как тараканы не неся в себе ничего. А что до подписей, люди искусства они не от мира сего и живут в несколько другом измерении.
  • alt

    Аветис 01.06.2014 09:31:22

    Маловато. Это был первый конкурс "Евровидения", которому я уделил время. Смотрел его с твердой уверенностью в победе Кончиты Вурст. Я смотрел и обсуждение, которое ввергло в большее уныние. Единственно Елена Ямпольская осознавала ситуацию. Снимаю шляпу. Или будем вместе с Киркоровым вписываться в мировой процесс без шансов занять там достойную нишу, или устроим у себя- здесь и сейчас - бунт против всей этой мерзости корпоративных интересов. А мы? Точь-в-точь.. Один в один. Ницше, размышлявший о том, что «У злых людей нет песен. А почему же у русских есть песни?", - предупреждал, что с нами придется считаться как с наиболее верными и вероятными факторами в великой борьбе и игре сил. А мы что? На сцене "Гоголь-центра" при государственной поддержке - все то, о чем Гоголь и печалился: "Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается..." А у нас в 1930-е появились не только Шульженко и Райкин - "Полюшко-поле" летало по миру.
    Сердечно благодарю за позицию. Такие люди меняют других.
  • alt

    Поляков К. 16.06.2014 17:07:16

    Я бы заголовок избрал бы другим: Шульженко и Вуртс - нельзя сравнивать, так как Шульженко, всё-таки, женщина, а Вуртс - непонятно кто. Просто с Вуртс, кажется Австрия , похоронила Австрию, как страну высокой опреной культуры: оперные певцы раньше разделялись на мужские и женские партии. Поэтому Вуртс - это мировая страшилка, показывающая, что так делать - очень плохо и, что у Австрии отсутствует понятие прекрасного (эстетические нормативы).
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть