Сарафан в брачной корзине

20.04.2017

Екатерина САЖНЕВА

Фото: Данила Шостак/ТАСС

«Здравия, гости дорогие. Здравия, богом суженый Игорь и суженая Людмила. Добро пожаловать на свадебный обряд единения ваших родов», — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Тянутся, сбиваются в круг люди в старинных платьях, в центре — молодая пара: девушка в красно-белом сарафане, с венком на голове и парень в домотканой рубахе.

Обнимают друг друга, сливаются в поцелуе... Горит над поляной жаркий брачный костер. Будто возвращаемся в машине времени лет на тысячу назад. Настоящая славянская свадьба. Возможно ли такое сегодня, востребовано ли? Оказывается, вполне.

...Красная горка — пора свадеб. Первую неделю после Пасхи традиционно отмечали на Руси созданием новых семейных союзов. Обычай пришел из глубокой древности, и первоначально отношения к религии не имел.  

Нынче бракосочетание в славянском стиле снова в моде. Что это для теперешних молодых? Возможность выделиться, быть «не такими, как все» или внутренняя потребность, возвращение к истокам?

«В июне 2014 года состоялась наша необычная, уникальная свадьба, — рассказывает 27-летняя девушка. — Разумеется, в паспорте мы Светлана и Андрей, но этот обряд над нами совершили, как над Ладой и Святогором. Выбрали берег речки, расчистили поляну для костра и место для парковок. Добраться до пункта назначения можно было только по кочкам, на автомобилях, но трудности нас не страшили: никакой ресторан не смог бы даже близко передать красоту природы, воздух, лето. То, что получилось, превзошло наши ожидания».

Франк из Германии, Оксана из Рязани. Познакомились в университете, решили пожениться. Венчаться по протестантскому обряду не захотела невеста, немец отказывался переходить в православие. Остановились пока на древнеславянском обряде, дабы сложностью церемонии подтвердить взаимные чувства. Говорят, жених остался доволен, хотя ничего толком не понял: водили кругом, вязали руки рушником, чтобы, очевидно, не сбежал.

 — Да, сейчас можно сыграть свадьбу на любой вкус и кошелек, — подтверждает Татьяна Блинова, профессиональный тамада из Москвы. — Кто-то закатывает пир горой по-европейски, некоторые выбирают банкет в стиле голливудского «Оскара» или роскошную церемонию под старый версальский двор. Есть и те, кто предпочитает мещанскую, городскую свадьбу начала прошлого века, с обязательным сватовством, смотринами невесты: «У вас товар, у нас купец» — помните? Свадьбы в древнеславянском стиле возможны тоже, для брачующихся они привлекательны тем, что при всей уникальности оказываются в ценовой категории эконом-класса. Минус же —  играются только летом, их пик приходится на Ивана Купалу. А еще на 8 июля, День Петра и Февронии, святых православных покровителей семьи.

Молодые могут обратиться как в профессиональное агентство, так и к любителям, увлеченным преданиями глубокой старины, зачастую готовым провести обряд самостоятельно и практически бесплатно — самим интересно. Известный путешественник Виталий Сундаков построил в том числе и для матримониальных целей Славянский кремль. Находится он под Подольском, на первый взгляд сделано вполне аутентично. «Славяне рулят. Если не смотреть на действо глазами ученого или фольклориста, то все даже как-то по-детски мило. Главное, не вставать в позу, требуя исторического соответствия, это просто красивая адаптация, не более», — разъясняют энтузиасты.

Фото: Николай Хижняк/РИА Новости

На одном из тематических порталов, посвященном нашим древним традициям, записываться на славянскую свадьбу предлагают за полгода. Причем по электронной почте. Правила, кстати, строгие: надо заранее направить запрос организаторам, предоставить им свидетельство об уже заключенном официальном браке. Без этого никак, четко по закону.

...Москва, Екатеринбург, Иваново, Астрахань, Самара — во многих российских городах на сайтах свадебных агентств мы нашли ту самую «исконную русскую». Правда, понимают ее тоже везде по-разному. Иногда это легкая версия, ограничивающаяся сватовством и выкупом, расписными сарафанами у подружек невесты.

В столице — чаще профессиональное стилизованное шоу с подробным сценарием, иллюстрация из русских народных сказок. А, например, в Самаре в Центре возрождения семейных традиций считают, что лишь такая свадьба может по-настоящему скрепить брак, для того и нужна, а не просто чтобы позабавиться. «Я сама по профессии педагог-психолог, — делится Ольга Синяева, руководитель Центра. — В какой-то момент стала понимать: многие проблемы молодых семей и наших детей оттого, что мы забыли истоки. А с чего они начинаются? С обрядов, каждый из которых имел когда-то глубокий потаенный смысл».

Так, мальчишник мы привыкли связывать с западным толкованием — много спиртного и стриптизерша в торте. На Руси же он представлял собой инициацию, то есть преодоление юношей серьезных испытаний, поход с друзьями, где целью было заслужить право на невесту. Иван-царевич спасал Василису Премудрую далеко не зря, только достойные могли добраться без потерь до конца сказки. А помогали им, подсказывали, как поступить, дабы не сбиться с пути, обычно счастливо женатые члены рода. Подобный мальчишник мог длиться целый месяц.

Существовал и девичник, когда плакальщицы провожали невесту причитаниями. «Обязательный элемент ритуала — расплетение девичьей косы. Это был фактически обряд похорон, — продолжает Ольга Синяева. — Ведь юная девушка навсегда уходила из своей семьи, чтобы обрести себя в новом роду».

Константин Маковский. Под венец. 1884

Сватовство, смотрины, рукобитье, вытие, выкуп, венчание, гулянье и пир. Иные слова мы понимаем и теперь, но смысл большинства сокрыт во тьме веков. Вот кто сегодня знает, что такое, к примеру, запоруки? А ведь это старинный аналог современного обручения. «Язык наших предков отражал их мироустройство, — поясняет Ольга Синяева. — Слова несли открытые образы, свадьба, невеста, алтарь — многие из этих понятий наложились потом на более поздние христианские правила».

Что и откуда появилось — досконально разобраться смогут специалисты-историки. А честной народ с удовольствием кричит «горько», даже не подозревая, что выражение это когда-то имело вполне практический смысл. Версий происхождения главной свадебной застольной фразы масса, но самая реалистическая — гостям на столы подавали крепкие настойки, чтобы разбавить их горечь да позабавиться, народ и восклицал, мол, горько, горько... Целуйтесь, дескать, а мы пока отдохнем.

Бытовали и совсем уже странные по сегодняшним меркам обычаи. Не сказать, что неприемлемые, но малообъяснимые для современной молодежи. Кто догадается, в чем смысл лестницы, прислоненной к окну дома, где шел свадебный пир? А между тем любой прохожий, чужой человек, мог забраться на нее и лично поглазеть на чужое счастье.

«Два месяца после бракосочетания молодые жили на виду у всей деревни. Обнимались, целовались, ездили в гости, всем было интересно — сладко ли в итоге слюбились», — сообщают знатоки древности.

Устроители церемоний рассказывают, что чаще всего старинный свадебный обряд заказывают пары зрелые, состоявшиеся, «от тридцати и до сорока». 

— Конечно, не так уж важна сейчас детальная организация свадьбы в традициях предков, никто не требует и чтобы новобрачные обязательно жили вместе до старости и умерли в один день, — улыбается тамада Татьяна Блинова. — Но все-таки хотелось бы верить, что сознательно выбравшие столь сложный обряд молодые станут относиться к предстоящей семейной жизни гораздо серьезнее.


Иллюстрация на анонсе: Н. Петров. «Смотрины невесты». 1861

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть