«Сирень — капризная, как всякая настоящая красавица»

Дарья ЕФРЕМОВА

17.05.2016

До революции ее называли «синель». Произрастающая в городских скверах, парках, деревенских палисадниках, с точки зрения селекционеров она не представляла большой ценности: Syringa vulgaris. Но именно от этой «простой» и демократичной сирени произошли самые изысканные сорта, за которыми теперь охотятся садоводы. «Культура» побывала в питомнике в подмосковной деревне Мильково и побеседовала с президентом корпорации «Сирень России» Евгением АЛЕМАНОВЫМ.

культура: В Вашем саду более трехсот сортов. Впечатляют даже названия: «Мадам Лемуан», «Реомюр», «Ами Шотт», «Людвиг Шпет», «Олимпиада Колесникова», «Герман Эйлерс», «Партизанка». Что пользуется наибольшим спросом?
Алеманов: Самая популярная — «Красавица Москвы». По оценке ЮНЕСКО, она признана лучшим сортом в мире. В стадии бутонов — розовая, а потом раскрывается крупными, до 2,5 сантиметра, махровыми цветами — белыми с чуть проступающим лиловатым налетом. Ее вывел известный русский селекционер Леонид Алексеевич Колесников в 1947 году. Именно за нее, хотя официальная формулировка звучала «за выведение большого числа новых сортов сирени», он и получил Сталинскую премию. Ходит легенда, что Иосиф Виссарионович вызвал Колесникова к себе и сказал: «Если Вам что-то понадобится, для Вас мои двери открыты и днем, и ночью». 

культура: Кажется, именно Колесников завез в Россию сортовую сирень? 
Алеманов: Он был военным шофером в Великую Отечественную. Исколесил всю Германию, ходил по ботаническим садам, исследовал заброшенные поместья, искал цветущие кусты сирени. Идентифицировал саженцы по садоводческим каталогам. Представляете, кто-то вез ковры, оружие, меха, а он — какие-то веточки, завернутые в мокрые тряпки. Над ним посмеивались: чудак. В основном ему попадались лемуановские сорта, ведь предприятие «Виктор Лемуан и сын» тогда было бесспорным лидером. 

культура: Тот самый французский флорист, который стоял у истоков сиреневодства? 
Алеманов: Да, до Лемуана была распространена в основном обыкновенная сирень (та, что преимущественно с четырьмя лепестками). Она и теперь есть почти во всех дворах. Помните, как в детстве мы искали пятилепестковое соцветие (на счастье) и почти никогда не находили?

Так вот, он скрестил широколистную сирень с махровой «Азурея плена» и вывел гиацинтоцветный сорт, который назвал Hyacinthiflora Plena. За сто лет существования семейного питомника Виктором, его сыном Эмилем и внуком Анри были выведены 214 сортов сирени. А Колесниковым — за пятьдесят лет — еще триста. Есть очень красивые, например, «Олимпиада Колесникова», названная в честь жены флориста: темные бутоны раскрываются нежными лиловато-розовыми лепестками. А из лемуановских мне больше всего нравится «Моник Лемуан», поздняя по происхождению, она отличается от знаменитой «Мадам Лемуан» компактным размером, обильным и более ранним цветением. Густомахровые, крупные, со слегка заостренными лепестками цветы в узкопирамидальных, туго набитых кистях средней величины. «Мадам» очень хорошо контрастирует с темными сортами, например, с маджентовым, почти черным «Кардиналом Ришелье». Можно соединить несколько сортов на одном подвое, получится «живой букет». 

культура: Одна из таких Ваших композиций — чемпион мира. На кусте — 50 видов сирени. 
Алеманов: Это максимальное количество сортов, которое удалось привить на одном дереве. Такой «букет» у нас даже заказали для Букингемского дворца. Есть пятнадцати- и двадцатисортовые композиции. Я их сам вывожу и даю им названия: «Эдит Пиаф», «Симона Синьоре», «Грезы Татьяны», «Брызги шампанского». Отлично смотрятся и живые букеты из двух сортов. 

культура: Как добиться такого эффекта?
Алеманов: Конечно, это требует кропотливой работы. Сажаю подвои Syringa vulgaris, а через два года прививаю на них другие черенки. Получаются саженцы. Сорта, в принципе, хорошо сосуществуют, не переопыляют друг друга. А вообще, сирень — капризная, как всякая настоящая красавица. Нужно хорошо кормить, регулярно поливать, следить, чтобы было достаточно воды, но в то же время и не слишком много. Если корни сирени попадают в грунтовые воды, листья желтеют, потом чернеют, и растение погибает. Поэтому высаживать ее во влажных местах, на заболоченных участках нельзя. Обрезать больные или сломанные ветки лучше один раз в год, в марте или апреле. Болезней у сирени много, и диагноз установить трудно — она еще плохо изучена во всем мире. 

культура: Обычно у Вас покупают подросшие сортовые саженцы. Как их правильно высадить? 
Алеманов: Надо выкопать ямки размером 30 на 30 или 50 на 50 сантиметров, дно взрыхлить на штык лопаты и всыпать туда одно-два ведра перегноя или покрыть десятисантиметровым слоем навоза, сверху — черная питательная земля, тоже десять сантиметров. В середине сгрести землю в холмик. Затем наливаем полную ямку воды и ждем, пока она впитается. В углы вбиваем четыре колышка. Ставим саженцы сирени, расправляем корешки, засыпаем черной землей, утрамбовываем. Сверху кладем удобрение, прелые листья или опилки. Поливаем. Каждый саженец  привязываем бечевкой к четырем колышкам «восьмеркой», чтобы не перетянуть кору. 

Весной следующего года снимаем обмотку из скотча или ленты с места прививки. Вносим комплексное удобрение для роста, например «Фертика-весна». В мае повторяем эту же подкормку из расчета: столовую ложку под каждое растение. В июне и июле сирень нужно подкормить комплексным удобрением «Фертика-лето», это усилит закладку цветочных почек следующего года. 

культура: А чего категорически нельзя делать?
Алеманов: Ломать ветки.  

культура: Говорят, для сирени это полезно... 
Алеманов: Что вы?! Растение долго не может прийти в себя — это нарушает его структуру. Если уж очень нужно, ветки можно срезать секатором, предварительно продезинфицированным в спирте, формалине или водке. Только так можно не опасаться, что вы занесете вирус из другого сада. Срез же нужно замазать варом или каким-то иным дезинфицирующим составом.

культура: К Вам никогда не обращались с просьбой наломать сортовой сирени для букета?
Алеманов: Было дело. Однажды даже получил письмо от студента из Оксфорда. Юноша хотел преподнести подарок возлюбленной, предлагал за букет несколько тысяч евро. Девушка поставила условие: достанешь цветы — выйду замуж.  

культура: А Вы?
Алеманов: Отказался. Ты же, говорю, в Оксфорде учишься, значит, умный. Если она сейчас такие условия ставит, что потом будет? Найди себе нормальную девушку, которая тебя полюбит, а не захочет «строить».