19.09.2019
Обливая в Чехии розовой краской памятник маршалу Коневу, политически и идеологически мотивированные хулиганы хотят сделать больно России. Да, России больно. Мы противимся и возмущаемся. И это совершенно естественно. Так и полагается вести себя здравому, образованному, ответственному и памятливому жильцу мирового общежития. Наш организм от таких нападок только крепчает «Бессмертным полком». Лоботомия же безжалостно и непоправимо проходит по сознанию европейца, который до последнего времени умел отличать итоги союзнической битвы с германским фашизмом и несовершенство послевоенного устройства мира.
Парадоксальнее всех подтвердил это самый рьяный защитник памятника Коневу в Чехии Михал Шулц, чей дед принимал участие во Второй мировой войне. Он не за Россию и не против нее приковал себя цепью к пьедесталу. Он против превращения самого себя из мудрого гражданина сложного мира, Старого Света, вместившего Оливера Кромвеля и Отто фон Бисмарка, Жан-Жака Руссо и Эриха Марию Ремарка, Поля Верлена и Иосифа Бродского, в пустого болвана, не желающего стоять на плечах гигантов: ни диалектику прикладывать, оценивая прошлое, ни опираться на факты.
Искушение замазать краской подлинную историю и на ее месте обиходить выгодную тебе, особенно велико в новую медийную технологическую эпоху. В фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» с невиданной, только ему разрешенной нетолерантной силой показано, как альтернативные «историки» жарят Адольфа Гитлера на ворохе голливудской пленки. Вот это и есть глумливый новый день Победы, в котором нет ни Красного знамени над Рейхстагом, ни слез парижанина, встречающего немецкие танки на Елисейских Полях, ни Сталинградской битвы, ни бомбардировки Ковентри — нет ничего, что связывало бы всех нас, несмотря на любые различия и противоречия.
Уже доводилось писать, что большинство монументов нынче не столько памятники историческим персонажам, сколько тем, кто эти памятники устанавливал. Выбирал имена для гранита и бронзы. Или не снес, а мог.
Вот стоит на московской площади памятник Вацлаву Воровскому. Выдержал ли революционер Воровский испытание временем? Нет, конечно. Но вихлястая статуя бородача, один из псевдонимов которого был Жозефина, задравшего голову к небу, растопырившего пальцы и замершего, словно в странном танце, много может поведать пытливому уму. Не зашоренному взгляду. Убитый в Лозанне белым офицером революционер-банкир заслужил от суда присяжных звание «палача». Его убийца был оправдан. И почему бы Вацлаву Воровскому не последовать вслед за Феликсом Дзержинским, демонтированным разбушевавшимися гражданами, свергавшими тоталитарный режим? Нет, нам нынче хватает ума памятников даже таким сомнительным с современной точки зрения персонажам не рушить.
Что говорить о полководце Иване Степановиче Коневе?
Конечно, с годами мнения о людях и событиях, ради которых памятники воздвигались, способны меняться. Но разве подвиг освобождения от фашизма может быть подвластен перелицовке? И разве повод сносить памятник, если хулиганы его пачкают? Разве не лицемерие и пошлость заявлять, что в казне нет денег на ремонт? Демоны демонтажа его вознамерились сначала сделать символом «оккупации» и несчастий, которые Чехии сталинский режим принес взамен гитлеровскому. А потом и сам символ убрать.
Так производится подмена противоречивой, изощренной, не всегда приятной, но зато подлинной совместной истории. В которой, применительно к Чехии, не только события Второй мировой, но и трагедия Яна Палаха, переплетенная с песнями Карела Готта. И театр «Латерна Магика» — с манифестом «Две тысячи слов». Кажется, в Чехии есть люди, которые этой подмены не хотят. Дай-то Бог.
Фото на анонсе: Vit Simanek/CTK/TASS