Евгений Спицын: «Хочешь завоевать страну — воспитай ее детей»

15.12.2015

Андрей САМОХИН

Несмотря на изгнание фонда Сороса и других заграничных «радетелей», ростки, посеянные ими в 90-х, не выполоты. Агенты влияния продолжают плодить невежд и потребителей, считает историк и педагог, член консультативного совета комитета Госдумы по безопасности Евгений Спицын. В этом году был опубликован его четырехтомный «Полный курс истории России», который патриотические СМИ чаще называют просто: «народный учебник». 

культура: Почему Ваш учебник именуют народным, его что, народ писал?
Спицын: Нет, написал его, разумеется, я сам. А эпитет такой, поскольку первый тираж был издан на пожертвования, собранные в соцсетях. Правда, пришлось на ходу переформатировать его в пособие для учителей. Я поначалу наивно думал, что меня допустят к открытому конкурсу на создание базового учебника истории по так называемому ИКС — историко-культурному стандарту. Такую задачу перед Минобрнауки Владимир Путин поставил еще в 2013-м. Однако по итогам этого мероприятия победили те же самые издательства и группы авторов, чьи творения отвращают от истории уже не одно поколение школьников. Мой же труд благословил патриарх Кирилл, которому я подарил «Историю России» при личной встрече. Исключительно положительные оценки учебник получил от Николая Бурляева, Геннадия Зюганова, Сергея Миронова, бывшего начальника Генштаба СССР, генерала армии и историка Владимира Лобова и многих других известных людей.

культура: Что Вас подвигло к написанию учебника и чем Вам, собственно, не нравились варианты, издаваемые коллегами?
Спицын: Ну, они не только мне не нравились, иначе не возникла бы вся эта волна с самого верха. Знаете, мне повезло учиться в советские годы у двух замечательных историков — Аполлона Кузьмина и Николая Павленко. Когда я пришел работать в школу в начале 1990-х, прежняя система образования находилась в упадке, а новые либеральные концепции еще не были навязаны. Ничего не оставалось, кроме как самому составлять лекции, обратиться к историографии. На всю жизнь запомнил формулу профессора Кузьмина: между двумя крайними мнениями лежит не истина, а проблема. Существо истории как науки и составляет изучение этих проблем.

культура: А зачем школьникам проблемы? Может, им нужны простые ответы?
Спицын: Беда нынешних учебников в том, что они не ставят грамотно вопросы. Они даже не западников каких-то идейных воспитывают, а просто пустышек, не знающих и не понимающих истории. Когда не ведаешь, что происходило с твоей страной, легко впихнуть в сознание любые установки, манипулировать тобой. Все двадцать лет моей школьной работы я преподавал историю России, как считал нужным, а в журнале формально заполнял страницы по министерским нормативам. Так вели себя многие учителя советской закваски. И только благодаря им в головах тогдашних молодых людей еще что-то осталось. Сейчас ситуация кардинально поменялась: ужесточен административный контроль, на смену знающим и мыслящим педагогам в условиях Болонского процесса приходит новая поросль учителей-недоучек, которые, прежде всего, сами и страдают от собственного невежества.

Видя все это изнутри, в 2000-м я выпустил на свои средства первую книгу для учителей «История России IX–XIX веков». Издание мгновенно разошлось, и коллеги потом долго еще теребили меня: где достать? Будучи уже директором школы, я написал другую книгу о русской культуре того же периода, чтобы ими можно было пользоваться параллельно. 

Я не навязываю каких-то групповых взглядов, конкретной идеологии. В основе лежит историография, то есть сугубо достоверные факты с перечислением разных концепций по самым проблемным узлам отечественной истории. Любовь к Родине при этом не декларируется, а вытекает из самой методологии.

культура: К середине 90-х в российской школе утвердилась либеральная концепция подачи знаний, названная красивым термином «вариативность образовательной траектории». Последствия оказались плачевными…
Спицын: А это из какого угла посмотреть. Каша в голове и размытая гражданская позиция молодежи плохи с точки зрения государства, желающего оставаться сильным, суверенным. А для тех, кто хочет видеть Россию тихо вымирающей колонией, это есть гуд. 

культура: Как происходит сегодня издание новых учебников? Большой бизнес?
Спицын: Еще какой! В 90-е чиновники от образования между собой поделили, условно говоря, все учебные издательства. Сейчас на этом рынке вообще практически монополия, ведь книжная империя «Эксмо-АСТ» поглотила таких крупных издателей учебников, как «Дрофа» и «Вентана-Граф». А поскольку в колоде авторов тасовались одни и те же люди, то из учебника в учебник переходили одинаковые ошибки и искажения.

Вот, например, «История» Александра Данилова, широко распространенная сегодня в школе. Сам Данилов, к слову, специалист по истории КПСС. И вот, он выступает руководителем авторского коллектива, сформировал новую линейку в «Просвещении». Все бы ничего, но только он ведь многие годы возглавляет центр гуманитарного образования того же самого издательства.

культура: Схема известная. Ну а что плохо в учебнике?
Спицын: С точки зрения наполняемости материалом он вообще никуда не годится. Ребенок, который хочет что-либо знать, вынужден докупать кучу пособий, чтобы просто насытить себя датами, событиями, именами — там этого практически нет. Учебник ужасно структурирован: идет голый текст с какими-то формальными, дежурными вопросами. Он не интересен детям, по нему не могут работать нынешние педагоги.

Приведу пример из другой линейки — учебников издательства «Дрофа» Леонида Ляшенко и Игоря Андреева. Ничего не имею против них лично, речь о качестве изданий. Там в виде иллюстрации, например, стоит портрет последнего министра внутренних дел Российской империи Александра Протопопова. Под фотографией написано: «председатель Первой Государственной думы Сергей Муромцев». Я стал думать: откуда такой косяк? Зашел в интернет и вижу ту же ошибку. То есть издатели черпают информацию из Сети и, не проверяя, печатают миллионными тиражами. По школьным учебникам рассыпаны чудовищные ляпы, включая грамматические, и никто за это не отвечает…

культура: В октябре на круглом столе «Правовое обеспечение единства образовательного пространства РФ» в Госдуме Вы очень резко выступили, назвав конкретные фамилии и структуры, планомерно разрушающие отрасль. Какова механика этого процесса?
Спицын: Она разнообразна. Вот свежий пример. Довелось читать недавно методическое пособие Людмилы Тарасенко из Астрахани «Крутые повороты судьбы» — для уроков истории в старших классах по теме Второй мировой войны. В ней идет разбор романа ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» про холокост. Встык к этому ученикам предлагаются цитаты из «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына о том, как сталинская власть, дескать, трижды предала наших воинов. И это вот ассорти должно создать у школьников представление о Великой Отечественной. Фактически происходит переформатирование сознания, разрыв связи поколений. 

культура: Откуда это рождается? Неужели сами придумывают?
Спицын: Многие сидят на грантах. «Продаются» за сущие пустяки — оплаченную командировку за границу, например на какую-нибудь международную конференцию. Там участникам ненавязчиво даются определенные установки. Тех, кто потом их начинает активно проводить в жизнь у себя в школах, делают окружными методистами, проталкивают в муниципальную власть, разные общественные советы; а в последнем качестве востребуют в либеральных СМИ как экспертов. Технология отработана.

У нас многие не понимают, что под внешней оболочкой этих реформаторских идеологем весь постсоветский период идет целенаправленное, глубоко эшелонированное, хорошо управляемое из-за океана тотальное разрушение национального образования. Начинали известные фонды — Сороса, Макартуров, Freedom House и так далее. Большинство из них уже выставили из России, и это правильно. Но остались и действуют порожденные ими структуры типа «Института открытого образования». Знайте: везде, где звучит это словосочетание, работают «Соросовы дети».

Все те, кто стоял у истоков разрушения, и сейчас продолжают рулить — Александр Асмолов, Александр Адамский, Анатолий Каспржак, Михаил Шнейдер, Виктор Болотов. Я их всех называю «асмоловцами», поскольку этот академик РАО и директор ФИРО (Федерального института развития образования) у них страшно влиятельный персонаж: при четырех профильных министрах неизменно оставался первым замом. «Венчает» здание антисистемы Высшая школа экономики. Без ее разработок у нас теперь и школьная педагогика не может обойтись. Для этого внутри «Вышки» был создан «Институт развития образования», который возглавляет Ирина Абанкина, а курирует Лев Любимов — заместитель Евгения Ясина. На основе псевдонауки «педологии» они разработали концепцию сегрегации общества на «креативный класс», «обслуживающий класс», «промышленный и сельский пролетариат». Каждой касте положен определенный уровень знаний. То есть знай сверчок свой шесток. В трех районах Москвы — Марьино, Капотне и Некрасовке — в 37 образовательных центрах в составе 224 школ и детских садов по этой методике уже вводится система тестирования и распределения по таким «классам». Причем не только учеников, но и учителей.

Удар наносится сразу по двум областям школьного образования: физико-математической, подпитывающей наш ВПК, и гуманитарной, от которой зависит гражданское самосознание нации. Отсюда — извращенная и кастрированная подача истории, сокращение часов по русскому языку и литературе. 

Недавно мне довелось прочесть новый «демонстрационный» вариант ЕГЭ, который утвержден ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Его уже подписал наш «главный историк» — академик Ефим Пивовар. Это тихий ужас! Скажем, идет задание соотнести явления и события в правой и левой колонке. Например, «Тихий Дон», «Домострой» и «Слово о полку Игореве». А в перечне вопросов: «Какое из этих произведений написал Илья Ефимович Репин»? То есть бред сивой кобылы. Для получивших базовое советское образование — историк ты, математик или слесарь — это дикость, не так ли? А для нынешних школьников, как уверены составители экзамена, это нормальный вопрос. Куда катимся? Помните, мы смеялись некогда, что половина американцев не может назвать столицу собственного государства. Скоро будем так над собой смеяться...

культура: Стоит ли выступать с открытым забралом против спаянной и разветвленной системы?
Спицын: Конечно. И, единомышленники у меня есть. Увы, большинство из них, работая в институтах, школах повязаны условностями. Даже в Минобрнауки сидят высокопоставленные сотрудники, которые выражают полную солидарность со мной, но боятся где-либо это проявить. Большую поддержку оказывает Ирина Яровая, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Но я вижу, что против ее команды выставлена прямо непробиваемая стена.

культура: В общем, «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Битва за образование, выходит, проиграна?
Спицын: Мы просто не имеем права проиграть. Восточная мудрость гласит: «хочешь завоевать народ, воспитай его детей». Надо всем миром, как называлось это раньше, сплотиться, поддержав здоровые, патриотические силы в нашем обществе. Это, может, не очень заметно, но они ведут борьбу, и им тяжело. А если будем, как привыкли, посиживать на диване, поругивать власти и ни в чем лично не участвовать, то вскоре обнаружим вокруг даже не руины, а пепелище.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (32)

  • alt

    Татьяна 17.12.2015 19:57:34

    Для того чтобы представить себе личность в полноте, сегодня есть такая чудесная вещь - фейсбук. Такой тонкий, ратующий за наших детей и их будущее, болящий сердцем за образование, говорящий правильные слова учитель-интеллигент Спицын в нём чудесно раскрывается. "Холуи, упыри, ушлепки, подонки, ублюдки" - это только из печатного для тех, кто имеет отличную о спицынской точку зрения. Посмейте намекнуть, что, например, говорить, что всего-то миллион (или полмиллиона) убитых русских людей в ГУЛАГе, а не 20 миллионов же - это аморально. Подбросьте вроде как христианину Спицыну мысль о том, что Ленин, поставивший себе цель выжечь православие в России, не великий человек, и вы услышите в свой адрес такую площадную брань, что не во всякой подворотне услышишь. Все это, что называется, личное дело, если бы подобные "учителя", хамящие в сети открыто, напоказ, не стесняющиеся ни прошлых, ни нынешних, ни потенциальных учеников, не лезли бы к нашим детям, пытаясь научить их разумному, доброму, вечному. Спасибо. Не надо. Уж мы как-нибудь сами.
  • alt

    Павел 17.12.2015 20:37:38

    Мадам, а зачем Вы лжете и наводите поклеп на человека? Завидки берут?
  • alt

    Сергей 06.02.2016 08:55:30

    Почему поклеп... Про фейсбук все правильно написано..
  • alt

    Сергей 17.12.2015 21:39:22

    Знакомый прием, когда нечего возразить по существу сказанного, нужно перевести акцент на личность ))) Вроде - "да что его слушать , он вон в носу ковыряет" ))))
  • alt

    Елена 17.12.2015 21:54:12

    Неуважаемая Татьяна как вам не стыдно наводить поклеп на уважаемого человека. Мы знаем Е.Ю. уже больше года, он никогда не позволял себе оскорблять людей, тем более такими словами как вы написали. Вы свои комплексы и свой убогий словарный запас не приписывайте другим
  • alt

    Герман 18.12.2015 21:14:31

    Отличить либерала-тролля от человека легко:
    1. Врёт
    2. Ненавидит Сталина и сталинский период.
  • alt

    Михаил 18.12.2015 08:35:00

    А вы, мадам, попробуйте чушь не нести, тогда и отвечать вам будут по-другому.
    Что аморального в том, чтобы опровергать солженицинское вранье по поводу ГУЛАГа? Правда глаза колет?
    Или что, религия больше не опиум для народа? И как именно вы "подбрасываете" мысли, каким тоном их выражаете? Впрочем, я догадываюсь и так, можно не отвечать.
  • alt

    Василий 18.12.2015 18:31:09

    Татьяна, простите, конечно, но данные слова, которые Вы приписываете Евгению Спицыну, явно из Вашего лексикона, а не его.
  • alt

    Дмитрий Сергеевич 20.12.2015 00:48:52

    Я так понял, что по существу, Вы с автором не согласны? И так как критика Ваша неконструктивна (сами ничего не предлагаете), то Вас в нынешнем образовании все устраивает? Судя по написанию отзыва- вы человек не юный, и скорее всего школу закончили в СССР? Падение уровня знаний учащихся в школе заметить просто, соответственно- Вы идейный антисоветчик, и соответственно, по умолчанию- русофоб... Тогда рассуждения Ваши становятся понятны, понятны и цели. Да, Вы еще забыли добавить, что дети "обслуживающего" класса, вообще должны говорить тихо, мало, вежливо ( ни дай Бог- мат!!!), а лучше всего- просто молчать, обслуживая, как Вы там написали "наших детей"
  • alt

    Ульяна 20.12.2015 14:31:18

    "Вы идейный антисоветчик, и соответственно, по умолчанию- русофоб... "
    Неужели все противники марксизма - русофобы? Неужели до 17 года у нас и истории не было? Неужели только большевики истинные поборники русской нации? Читаю вот этих поборников и диву даюсь, насколько они русские патриоты! Бухарин: "Если мы ударим по первому звену национализма, по самому главному и по самому основному, тем самым мы ударим по этим промежуточным звеньям вплоть до самых низших “местных” шовинизмов. И в этом весь вопрос. Нельзя даже подходить здесь с точки зрения равенства наций, и т. Ленин неоднократно это доказывал. Наоборот, мы должны сказать, что мы в качестве бывшей великодержавной нации должны идти наперерез националистическим стремлениям и поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям. Только при такой политике, идя наперерез, только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить себе настоящее доверие прежде угнетенных наций."
  • alt

    Александр 23.12.2015 13:47:49

    Уважаемая. Конечно история была. Но какая. Найдите книгу Александра Курляндчика «Проклятая советская власть»… на Проза. РУ. Там первая глава посвящена Истории России до 17 года. С анализом. Книга эта сегодня на слуху.
  • alt

    Александр 23.01.2016 14:14:43

    Мадам, а Чехова вы тоже не читаете? Потому что Чехов писал тоже в свое время А. П. Чехов: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр».
  • alt

    Сергей 06.02.2016 08:53:53

    Что верно,то верно... Спицын прекрасно ведет себя в соц. сетях, что аллергия на него приходит ..
  • alt

    Артем 17.12.2015 23:27:41

    Хорошее интервью, спасибо. А первая дама какая-то нервная и по моему врушка...
  • alt

    Роман 18.12.2015 10:44:17

    Отличное интервью, спасибо! Первая дама либерал, русофоб и антисоветчик! Такие посты везде.
  • alt

    Алексей Карташев 18.12.2015 12:45:03

    Толковое интервью, Спицын явно в теме, сейчас как раз читаю его 4-х томник, очень нравится. А грязью его конечно сейчас будут поливать все наши либералы и русофобы
  • alt

    Эдуард Ильич 18.12.2015 13:21:36

    Татьяна, русская душой, сама не знаеТТ почему.......
    Вот я бы хотел определить своего пятого внука (если, конечно, меня поддержат родители. Максим, поддержишь?) в школу, где в коллективе преподавателей преобладают спицынские взгляды. Где найти такую школу? А если такая школа и есть, то рискнёт ли она смело (или, наоборот, тИИхонько) проявиться? Кто знает о такой школе, подскажите +7 911 268 51 21
  • alt

    Эдуард Ильич 18.12.2015 13:34:44

    Всё, что написал автор, мне понятно и известно, даже факты и фамилии. А вот мысль Кузьмина меня сильно озадачила. И даже как-то реабилитировала в моих понятиях Историю, как Науку.......
    .......формулу профессора Кузьмина: между двумя крайними мнениями лежит не истина, а проблема. Существо истории как науки и составляет изучение этих проблем.
  • alt

    Эдуард Ильич 18.12.2015 17:19:41

    Сравнил свой текст с текстом Спицына, и стало стыдно У меня одна запятая -- лишняя. Кто найдёт?
  • alt

    Александр Киселёв 26.12.2015 18:13:57

    В Вас действительно в тексте всего 1 запятая и она явно лишняя=)) Кроме того у Вас одно "тире" лишнее=))
  • alt

    Полина 18.12.2015 19:46:32

    Очень интересно, много не знало, спасибо автору за его позицию и факты
  • alt

    nightfomka 20.12.2015 05:27:20

    Всё так
  • alt

    Александр Киселёв 26.12.2015 18:11:42

    Интересно пишет. Только нигде контактных данных его нет, походу достали психи))
  • alt

    Евгений 27.12.2015 11:52:55

    Почему нет, в ВК и ФБ я есть
  • alt

    Светлана 27.12.2015 23:00:17

    "А если будем, как привыкли, посиживать на диване, поругивать власти и ни в чем лично не участвовать, то вскоре обнаружим вокруг даже не руины, а пепелище". Хорошо, тогда такой вопрос: " А где и как мы можем поучаствовать, чтобы не проиграть образование?"
  • alt

    Евгений 29.12.2015 19:06:53

    Напишите мне на почту и я дам координаты
  • alt

    Илья 28.12.2015 00:19:40

    Как всегда найдется пара неадекватных людей, всеми силами пытающимися увести дискуссию в сторону, причем порой переходя к нападкам на личность. Мне все равно, насколько ув. Спицын в фейсбуке вежлив или невежлив, пусть он даже матом ругается - но по существу статьи возразить мне нечего. Конечно, западные спецслужбы пытаются переписать историю и переформатировать сознание гражданам России - это их проверенная практика, на протяжении последних лет 200, если не больше. И несомненно, школа и образование, находятся в зоне их неусыпного внимания...
  • alt

    Сергей 06.02.2016 09:00:19

    между двумя крайними мнениями лежит не истина, а проблема.<br />
    Спицын одно мнение, а все другие -другое мнение... Вот и вся проблема....                                                                  Спицын забыл познать свои же слова о двух мнениях...<br />
    Учебник Спицына - переписан с других учебников и  возможно в нем меньше ляпусов, чем в других...
  • alt

    Валентина 13.01.2016 13:23:07

    Евгений, отзовитесь на письмо, хотелось бы поделиться мыслями о прочитанном. Сорок лет отработала учителем истории в школе.
    с уважением Валентина
  • alt

    Евгений 14.01.2016 21:59:38

    Напишите мне на почту istorik115@yandex.ru
  • alt

    Эдуард 27.01.2016 22:48:43

    Евгений спасибо за статью. Подскажите, где можно скачать ваши книги? Хочу сыну дать почитать, а то им в 10 классе такую чушь рассказывают!
  • alt

    Евгений 18.03.2016 19:23:13

    Напишите мне на почту istorik115@yandex.ru
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть