Юрий Башмет: «Вижу не изоляцию России, а реальный интерес к нашей культуре»

Светлана НАБОРЩИКОВА

13.02.2015

13 февраля в Сочи открывается VIII Международный зимний форум искусств, который чаще называют фестивалем Юрия Башмета. На этот раз народный артист запланировал десять мероприятий в Зимнем театре и еще семь — в Органном зале филармонии. Также в афише мастер-классы и конкурс молодых композиторов. Маэстро Башмет рассказал «Культуре» о деталях программы.

культура: Впервые в рамках фестиваля Вы решили сделать не балетный гала-концерт, а монографический балетный вечер, и объектом посвящения избрали Вацлава Нижинского. Что он для Вас значит?
Башмет: Личность Нижинского уникальна, он талант от Бога и, как это очень часто случается именно у русских художников, музыкантов, писателей, человек с крайне трагической судьбой. До нас дошли его дневники, письма, портреты, фотографии спектаклей с его участием, рецензии на выступления. Все это создает целостное представление о Нижинском как о тонко чувствующем художнике, великом танцовщике, прославившем в начале ХХ века русское искусство. Вспомним, что непререкаемый триумф нашего балета во всем мире был связан прежде всего с уникальными артистами — Анной Павловой и Вацлавом Нижинским. Поэтому и захотелось сконцентрировать балетный вечер Зимнего фестиваля на конкретной личности, пристальнее всмотреться в многогранное дарование Нижинского.

В концерте будут исполнены композиции из его репертуара, прозвучат фрагменты писем и дневников. Артисты Словенского балета станцуют «Весну священную» в постановке Эдварда Клуга. В фойе Зимнего театра откроем посвященную Нижинскому выставку — экспозицию делаем совместно с Музеем имени Бахрушина. Надеюсь, что для публики это путешествие окажется увлекательным.

культура: Спектакль «Фантастическая Кармен» объединяет три великих произведения — новеллу Мериме, оперу Бизе и балет Щедрина. Говорит за Кармен актриса Ольга Ломоносова, танцует — прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина, поет — солистка «Метрополитен-опера» Нэнси Фабиола Херрера. За дирижерским пультом — Вы. То есть родится новая героиня — Кармен в интерпретации Башмета?
Башмет: Мы долго искали путь, который позволил бы трем жанрам искусства — драме, балету и опере — органично сосуществовать в одном спектакле. И сейчас мне кажется, что проект получился и содержательным, и неожиданным. Надеюсь, он заставит людей сопереживать, поможет по-новому взглянуть на любовь, страсть, да вообще, на весь спектр человеческих чувств.

Крайне не простая это личность, Кармен. Очень разная, многоплановая. Одна — у Мериме, другая — у Бизе, совсем иная — у Щедрина: все притягательны. И у исполнителя, который выходит на сцену, тоже есть свое видение. А еще интерпретацию режиссера необходимо учитывать. Именно поэтому образ Карменситы в нашем театрализованном проекте — это нечто неуловимое, эфемерное, роковое, но в то же время лирическое, влекущее…

культура: В программе фестиваля, видимо, как вариант темы Кармен, — цыганский вечер с участием знаменитого скрипача Роби Лакатоша. Цыганская музыка для Вас — просто разнообразие программы или нечто большее?
Башмет: Музицирование Роби Лакатоша — не совсем «цыганское» в широком понимании этого слова. Роби вывел цыганскую скрипку на большую концертную сцену и стал первым цыганским скрипачом, которого признали ведущие классические музыканты. Я с ним очень давно знаком, пару лет назад он приезжал на наш фестиваль в Ярославле. Дружит Роби и с Вадиком Репиным, и Максимом Венгеровым, выступает в самых известных концертных залах мира, на крупных фестивалях.

В этот вечер с коллективом Лакатоша будет и известный, многими любимый «Терем-квартет». Как вы знаете, он, хотя и играет на русских народных инструментах (малая домра, баян, балалайка-контрабас, домра-альт), исполняет не только нашу народную музыку. Репертуар у него обширный — от оригинальных переложений произведений Баха до кавер-версий музыки к популярным кинофильмам. В общем, этот концерт объединит разные стили и традиции. Не сомневаюсь, в результате получится нечто оригинальное, в полном смысле слова фестивальное.

культура: Романтический вечер, посвященный Шуману и его окружению, вопросов не вызывает. Кроме одного: считаете ли романтическое мироощущение достоянием минувшего времени или это все же состояние души? Вам, например, оно свойственно?
Башмет: Конечно. Более того, убежден — все люди, чья жизнь тесно связана с искусством, с творчеством, в большей или меньшей степени должны быть романтиками. Это свойство восприятия мира для музыканта очень важно сохранять. А как же иначе?

культура: Джаз представлен концертом знаменитого, но почти не известного в России Абдуллы Ибрагима. В чем, на Ваш взгляд, уникальность этого музыканта?
Башмет: Мне кажется, в той волшебной легкости, с которой он исполняет импровизации, в той поистине магнетической силе, что буквально гипнотизирует слушателя. Эти чувства можно пережить, находясь непосредственно на концерте. Запись, даже очень хорошая, все-таки не то. Вот почему мы сочли необходимым привезти этого артиста на фестиваль. Кстати, концерт в Сочи — его первое выступление в России. А музыкант по-настоящему легендарный. Не так много осталось людей, которые играли с Дюком Эллингтоном. Именно он услышал в свое время Абдуллу Ибрагима и пригласил его в турне по США.

культура: В рамках фестиваля проводится конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. Почему решили объединить эти великие имена?
Башмет: Как же я их разделю, если они у меня в душе неделимы? Да и формат конкурса — фортепианные трио, квартеты и квинтеты — их объединяет. Лично для меня эти два мастера значат очень многое. С  Рихтером мы часто играли в концертах, записывались. Шнитке посвятил мне глубоко философские произведения. Это наставники, коллеги, друзья. Более того, у обоих — юбилеи. Причем 80 лет со дня рождения Шнитке отмечалось в ноябре, юбилейная дата Рихтера — он родился в 1915‑м — будет в марте, а фестиваль с конкурсом молодых композиторов оказался между ними.

Это наш первый конкурс, и я рад, что мы получили большое количество заявок. Причем не только из России. Один из финалистов — молодой композитор из Греции. Очень приятно. Уверен, что и дальше будем развивать этот проект.

культура: Против России ввели и вводят санкции. Все ли Ваши зарубежные коллеги подтвердили готовность приехать и выступить?
Башмет: Все артисты подтвердили свое участие, не было ни одного отказа. Более того, в этом году отмечается повышенное внимание к фестивалю со стороны зарубежных СМИ. Концерт-открытие будет снимать телеканал Mezzo, приезжает «Евроньюс», журналисты из Швейцарии, Франции, Германии. Так что в такой непростой момент я вижу не изоляцию, а реальный интерес к большому культурному проекту, проходящему в России.

культура: Искусство должно быть вне политики, или сегодня это невозможно?
Башмет: Не думаю, что искусство — некая субстанция, существующая отдельно, сама по себе. В годы Великой Отечественной было написано много хорошей музыки, снято огромное количество прекрасных фильмов, артисты выезжали с концертами на фронт, на заводы. Или — вспомним бессмертное творение Пабло Пикассо «Герника», страшное эмоциональное потрясение от столкновения с ужасами фашизма. А французская революция 1789 года? Какое влияние она оказала на целый пласт искусства! Плохо или хорошо человеку — он выражает свою душу через искусство. И разве настоящее искусство может существовать вне жизни?