Новый шлем Святого Георгия

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.06.2017

Знаковой частью программы 39-го ММКФ станет первая в истории фестиваля презентация работ, созданных для просмотра с помощью устройств виртуальной реальности. Накануне открытия «Культура» пообщалась с куратором показов Russian VR Seasons режиссером и продюсером Георгием МОЛОДЦОВЫМ.

культура: Надев специальные шлемы, гости и участники столичного форума расширят горизонты восприятия в движущихся трехмерных инсталляциях? 
Молодцов: Да, но не только — форматов видеофильмов много. Скажем, есть возможность демонстрировать наши работы в полнокупольных помещениях — «планетариях». Тем не менее самое популярное средство презентации VR-видео — шлем с 3D-очками и креплением для смартфона. Отслеживая повороты вашей головы, видеофильм формирует соответствующую картинку с эффектом полного погружения. Экран как бы переносится в голову, предлагая путешествие в виртуальном пространстве. Самая продвинутая модификация шлема связана с мощным компьютером, к которому он подсоединен специальными шнурами. Тут мы как бы попадаем в «сферу» IMAX — как в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок», недавно представленном в Канне (шестиминутная попытка пересечения мексиканскими мигрантами американской границы). Но этот аттракцион доступен немногим, а в целом сферическое видео имеет функционал, связанный с возможностями смартфонов.  

культура: Как насчет Вашего главного орудия труда?
Молодцов: Мини-камера с двумя объективами, расположенными друг напротив друга, угол обзора каждого — 196° («лишние» градусы нужны для монтажа сферического изображения). Разрешение стандартное, 4К, но в отличие от традиционного формата тут нет понятия глубины резкости, все одинаково четко. Камер и точек съемки может быть много, тем труднее будет «сшить» наше кино. Другая проблема — актерам приходится работать одновременно, а нам хитро прятать свет или обходиться без него. Зато зрителю комфортнее — он воспринимает изображение так же, как привычный окружающий мир. Более того, когда мы поворачиваем голову в виртуале, мозжечок привычно сигнализирует организму: вы повернулись, тут на эффект присутствия начинает работать телесная память, в голове активизируются новые нейронные связи. Все это напоминает компьютерную игру, внутрь которой ты умудрился переместиться.   

культура: Самая популярная сферическая игрушка для виртуальных шлемов это...
Молодцов: Еще не выпущенная, но ожидаемая VR-версия ролевого постапокалипсиса Fallout 4. Адаптировать игры и сферические фильмы к возможностям мобильного воспроизведения непросто, однако технологии быстро развиваются, и на базовом уровне овладеть ими может любой обладатель позапрошлогодней модели смартфона, очков и видеокамеры. Вещи вполне доступные. Для нас, профессиональных кинематографистов, важнее всего сам факт выхода за пределы кадрированного изображения. Сферическое кино позволяет переосмыслить взаимодействие человека и пространства, зрителя и режиссера, видимого и скрытого от глаз. 

культура: И бесшовно монтируется?
Молодцов: Да, нужно хорошо знать теорию линейного монтажа, согласно которой зрительское восприятие диктуется композиционными решениями, в сферическом кино композиционный центр постоянно смещается левее или правее точки восприятия и определяется вектором взгляда. Выбрать правильную последовательность «кадров» не просто, в значительной степени она зависит от зрительских рефлексов и корректируется реакцией людей на тест-просмотрах. 

культура: Russian VR Seasons ММКФ — не столько аттракцион, сколько творческая лаборатория?
Молодцов: Именно. Зрители покупают билеты (цены не кусаются), размещаются в тридцати вращающихся креслах. Мы объясняем, что и как работает, а после синхронного просмотра получасовой программы из нескольких короткометражек предлагаем обсудить впечатления с авторами и создателями новых технологий. Тут открывается невероятное: выясняется, что каждый смотрел свое кино, все оказываются соавторами картин. Этот опыт подтверждает: эффект коллективного присутствия необходим здесь точно так же, как при традиционном просмотре. Значит, вскоре появятся и VR-залы, то есть в эти дни гости 39-го Московского фестиваля станут свидетелями рождения нового масс-медиа. 

культура: На чем базируется Ваша нынешняя программа?
Молодцов: Она называется Russian VR Seasons, потому что в основном мы демонстрируем отечественные работы. Сферическим опытам пока лишь три года, но уже сейчас русские картины по уровню задумок и воплощений не уступают зарубежным. Все мы ощущаем себя новыми люмьерами и мельесами.

культура: Итак, чем порадуете? 
Молодцов: Будет показано более тридцати работ. Зрители побывают на Байкале и Эльбрусе, внутри салюта, водопада и вулкана, поучаствуют в гладиаторском бою и ледовом шоу. Несколько картин предоставили режиссеры телеканала Russia Today, в их числе — первое сферическое видео из открытого космоса «RT Space 360». Студия «Паровоз» запустит детский кинотеатр — на экране демонстрируется плоский мультик, а анимационные зверушки как бы смотрят его вместе с юными зрителями. К столетию революции Денис Семенов и Наталья Северинова создали коллаж, рассказывающий и показывающий, как менялась живопись в 1912 году, готовя восприятие революции, формируя ее эстетику. В центре композиции «Между Петровым и Водкиным» — сферическая картина «Купание красного коня». Интересная российская премьера — «Эрмитаж VR», экскурсия по музею с Константином Хабенским, четыре замысла реализованы специально к фестивалю студентами Московской школы кино. 

культура: Какая работа является эталонным сферическим достижением?
Молодцов: Общепризнанные хиты — мультфильмы создателя «Мадагаскара» Эрика Дарнелла («Вторжение» есть в нашей программе), картина об охранниках африканских носорогов Кэтрин Бигелоу, сериал «Невидимое» Дага Лаймана. Самое интересное для меня — «Пробуждение Арден» Юджина Чанга и Джимми Мейденса. В Сети есть пока лишь трейлер мультика, в котором мы не оказываемся внутри сферического измерения, а открываем его для себя постепенно, как бы с изнанки, приближаясь к маяку, где живет смотритель с маленькой дочкой. Эффект — как в «Битлджюсе»: став на точку зрения Бога, мы спускаемся в детализированный вертеп, который можем рассмотреть во всех подробностях и выбрать для себя роль — наблюдателя или участника событий. Сказочный мир раскрывается на наших глазах, это очень нежная история.

Главный наш сюрприз — Том Джинас, представивший на ММКФ две картины, экспериментальные графические и анимационные европейские работы. 

культура: Научный и творческий потенциал VR одинаково высок?
Молодцов: Сферическим интерактивом широко пользуются военные и ученые, моделируя тактические и медицинские операции в реальном времени и даже проводя их дистанционно, а также при антистрессовых тренингах. Недалек тот день, когда к спецам присоединятся социологи и политтехнологи. Выход компьютерных игр на многопользовательский уровень сделал революцию в игровой индустрии и интернет-архитектуре, теперь очередь за VR — не только развлекательным аттракционом, но просветительским и творческим ресурсом на стыке живописи, театра и кино. 

Есть вещи, которые будут всегда популярны именно в VR: прыжки с парашютом и прочий экстрим, исследования океанских глубин, макро- и микромира. Но форматы определяет, прежде всего, доступность технологии на бытовом уровне — сфера войдет в каждый дом, будет детализировать и раскрывать повседневность, сохранять не избирательно-кадрированный, а ассоциативно-панорамный дух исторических эпох. 


Фото на анонсе: Сообщество Russian VR Seasons на facebook