Серенады «Солнечной долины»

15.06.2016

Денис БОЧАРОВ

Фото: Денис Бочаров

В симпатичном уютном горном местечке «Солнечная долина», близ челябинского города Миасс, отгремел юбилейный, сороковой Ильменский фестиваль авторской песни.

Сперва небольшой исторический экскурс. Четыре десятилетия назад на территории ильменской турбазы состоялся первый областной конкурс исполнителей туристской песни. Однако в начале 80-х он попал под запрет и был возобновлен только в 1987-м. С тех пор традиция проведения Ильменки (как ее теперь принято по-свойски именовать) не прерывается. Фестиваль стал одним из самых популярных брендов Челябинской области, известных далеко за пределами Урала. На поляне в окрестностях Миасса встречаются тысячи зрителей, гости и исполнители из разных городов страны, ближнего и дальнего зарубежья, сотни конкурсантов. Нынешний бард-форум проходил при поддержке губернатора региона Бориса Дубровского, а также при активном информационном содействии газеты «Культура».

Однако возникает резонный вопрос: почему фестиваль раскинулся нынче не возле самого Ильменского озера? Действительно, здесь необходимо пояснение. Два года назад над праздником сгустились тучи — ​в самом прямом смысле. Внезапно разразилась буря, да такая, что вековые сосны выворачивало с корнем. К сожалению, без жертв не обошлось. Именно поэтому фестиваль поменял дислокацию: второй год его организуют в «Солнечной долине». Она находится не так далеко от облюбованного не одним поколением бард-фэнов озера, это уютная лощина, в которой максимум что грозит зрителям — ​вымокнуть до нитки под проливным дождем.

Погода на Урале и впрямь непредсказуема, однако в этом июне она улыбалась как исполнителям, так и тем, кто внимал их искусству. Лишь в последний день, за несколько часов до закрытия, «Солнечная долина» стала не такой уж солнечной — ​в остальное время место полностью оправдывало свое название.

Фото: Денис Бочаров

Пожалуй, любой, даже далекий от бардовской эстетики человек примерно представляет себе, как выглядят подобные тусовки: палатки, кеды, бесконечные гитары, костры, восторженно-блаженные лица, девушки с «фенечками» на запястьях — ​словом, эдакий Вудсток на российский манер. Но применительно к Ильменке условная формула не совсем работает, ибо программа составлена не по принципу «вы слушаете, оттягиваетесь, аплодируете, а мы поем и, в общем, тоже не скучаем». Все гораздо серьезнее, интереснее, интерактивнее. Тут публика является и благодарным свидетелем, и непосредственным участником происходящих событий. Конкурсы, флешмобы, опросы и даже утренняя арт-зарядка — ​ноу-хау Студии Олега Митяева…

Но самое важное, конечно же, песни. Все три дня, что длился фестиваль, от музыкальных переборов (в хорошем смысле) некуда было деться. Даже вне пределов сцен, коих было две — ​главная и лесная, из динамиков беспрерывно доносились золотые хиты классиков жанра: Юрий Визбор, Алексей Иващенко и Георгий Васильев, Сергей и Татьяна Никитины, Владимир Ланцберг, Юрий Аделунг, Олег Митяев. Концерт последнего, кстати, стал гвоздем программы. Не только по причине того, что он один из наиболее уважаемых, заслуженных и попросту любимых народом артистов, но и потому, что фестиваль проходил под патронажем Фонда Олега Митяева. И Олег Григорьевич, разумеется, не подвел. Под аккомпанемент ныне работающих с ним музыкантов (Леонид Марголин — ​гитара, синтезатор; Родион Марченко — ​бас), помимо проверенных временем шлягеров «Небесный калькулятор», «Лето — ​это маленькая жизнь», «Таганай», «Как здорово», он представил на суд народа и несколько новых, «не обкатанных» песен. Вдобавок порадовал исполнением нетленных отечественных «эвергринов» («Палуба», «Ты у меня одна»).

Кроме выступления мэтра по итогам «Ильменки‑2016» запомнились сеты Марии и Рафаэля Валитовых, Рамиля Бадамшина, а также челябинского ансамбля «Мировые песни». Этот коллектив, без преувеличений, уникален. В нем наряду с пятеркой инструменталистов задействованы более десяти вокалистов — ​разных национальностей: от русской до турчанки и от армянина до конголезца. Неудивительно, что репертуар группы заметно выходит за рамки авторской песни: ребята и девчата продемонстрировали произведения самых разных жанров на нескольких языках. Несомненно, «Мировые песни» — ​одно из открытий фестиваля…

Фото: Денис Бочаров

Отдельных аплодисментов заслуживает организация: все прошло без пресловутого сучка и досадной задоринки. Никаких эксцессов не отмечено. С другой стороны, та аура, которой подпитывается и, как следствие, щедро одаривает слушателей российское бардовское движение, по определению исключает любое проявление агрессии и выплеск негативных эмоций. Это очень благостная, лучезарная и добродушная ниша отечественной музыкальной культуры. Она, возможно, в чем-то наивна и утопична, зато не несет в себе никакого пафоса и ложного драматизма. И в этом заключается ее основное достоинство. А посему значение таких солнечных (теперь уже «солнечно-долинных») мероприятий, как Ильменский фестиваль бардовской песни, переоценить невозможно. Да и не надо, наверное, даже пытаться: просто подтягивайтесь, граждане, подтягивайтесь. Встретимся на Урале в следующем году, когда «Ильменка» разменяет пятый десяток.


Олег Митяев: «Этот фестиваль отметит и двухсотый юбилей»

Фото: mityaev.ru

Ильменский фестиваль — ​как коньяк: чем дольше он выдерживается, тем больше набирает крепости. Другое дело, что традиция — ​штука непростая: ее нельзя родить за год; чтобы она напиталась жизненными соками, требуется время. Мы уже второй год обживаем новое место, однако я уверен, и на старое люди приехали все равно — ​что называется, по инерции. Собираются с гитарами, поют песни. Это некая «химия»: скажем, если вдруг закрыть Грушинский фестиваль, найдутся сотни неравнодушных, которые соберутся в привычной обстановке и воссоздадут иллюзию любимого времяпрепровождения. Поэтому мне кажется, «Ильменка», невзирая на какие бы то ни было обстоятельства, отметит и сотый, и двухсотый юбилей…

Другое дело, что особой поддержки со стороны государства мы, к сожалению, не видим. Нынешний фестиваль, организации которого во многом поспособствовал губернатор Челябинской области, — ​скорее исключение, чем правило. Могу сказать одно: Борис Дубровский — ​большой молодец. Он изыскал возможности, грубо говоря, нашел деньги для проведения «Ильменки‑2016». А ведь это немалые средства: здесь и доставка и функционирование должным образом аппаратуры, и работа сцены, и обеспечение безопасности, и питание, и медицинская помощь.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть