«Западные киношколы готовят профессионалов, ВГИК — художников»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

19.11.2015

20 ноября завершается 35-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. За четыре дня на полусотне российских и столичных площадок прошли премьеры дебютных картин из тридцати стран.

Итоги юбилейного смотра будут объявлены на официальном закрытии, но уже сейчас можно сказать: фестиваль удался как никогда. Тон кинобиеннале задала энергичная церемония открытия, прошедшая в просторном киноконцертном зале нового корпуса. На сцене «отжигали» студенты — джаз-банда питомцев Владимира Меньшова, хор воспитанниц Александра Михайлова. Панк-фольклорная группа «Черемша» перепела хит Stromae «Alors on Danse». Под аплодисменты собравшихся специальный приз «Признание поколения» вручили мастерам-юбилярам Вадиму Абдрашитову и Владимиру Фокину. 

Очередь к киноуниверситету выстраивалась уже с полудня. Неудивительно, ведь аккредитоваться на программы фестиваля мог любой желающий. А выбор был широк: кроме игровых, анимационных, документальных фильмов, на сцене учебного театра с успехом шли студенческие спектакли. В негласной конкуренции творческих вечеров лидировали режиссер Юрий Быков и председатель международного жюри Сергей Пускепалис. 

Не осталась в стороне и вгиковская профессура. На конференции «Молодое кино России. Тенденции и перспективы развития» НИИ киноискусства представил картину достижений и неудач дебютантов последних лет. Работы российской молодежи все чаще участвуют в программах ведущих западных кинофестивалей. Правда, пока никому из молодых дарований не удалось развить успех и покорить Европу большим форматом. В год у нас производится более двадцати полнометражных дебютов, но сборы даже самых успешных из них не превышают полумиллиона долларов. Основная причина — поколенческая неустроенность: сумрачная атмосфера, лишенный предыстории и особых примет герой... За последние годы завоевать любовь зрителей сумел лишь один дебютант — Жора Крыжовников. Удастся ли ему побить собственный кассовый рекорд (более 25 миллионов долларов), узнаем в новогодние праздники — после премьеры «Самого лучшего дня».  

Среди начинающих кинодраматургов наибольших успехов добилась Любовь Мульменко («Комбинат «Надежда», «Еще один год», «Как меня зовут»).

Международный конкурс ВГИКа убеждает: неблагополучие — не родимое пятно российского экрана, а характерная примета времени. При всем разнообразии работ основными движущими мотивами лирических героев (как наших, так и зарубежных) становится страх перед будущим, поиск корней и готовность на любой компромисс — лишь бы не было войны... 

«Закат» абдрашитовского дипломника Андрея Анненского и «Кира» Владлены Санду, выпускницы Алексея Учителя и Алексея Гелейна, — убедительные и тревожные работы. В обоих случаях камера по пятам преследует одиноких героинь на их скорбном пути. И приехавшая в Москву на заработки мать-одиночка, и выпущенная из тюрьмы девушка Кира никому не нужны на всем белом свете, кроме зловещих похотливых самцов, которым они отдаются исключительно от безысходности. Но, миновав «чистилище», обе жертвы обретают внутреннюю ясность, позволяющую взглянуть в глаза своим жизненным драмам. 


Что это — случайное совпадение или артхаусный тренд, навеянный братьями Дарденн? 

В чем отличие между нашей и зарубежными кинематографическими школами? Можно ли разглядеть в короткометражных работах дебютантов руку мастера, готового вытянуть полный метр? На вопросы «Культуры» ответили организаторы и участники смотра.


Генеральный директор фестиваля Федор ПОПОВ:

— Субъективная камера — сознательный выбор дебютантов, испытывающих влияние мастеров со сложившимся почерком и стремящихся найти свой собственный путь, сформулировать индивидуальный ответ на вызовы действительности. Короткометражное кино — даже в классических случаях — довольно субъективный жанр. 

Длинного дыхания у начинающих режиссеров нет — ВГИК дает школу, а профессионализм нарабатывается на практике. До перестройки у нас была мощная киноиндустрия: после окончания вуза будущий режиссер приходил на студию, получал место реквизитора или ассистента и начинал приобретать необходимые навыки. Ближе к 35 годам ему помогали пробиться на большой экран. Сегодня все сложнее. Конечно, развивается телепроизводство, работает наш продюсерский центр «ВГИК-дебют», но реализоваться удается не всем. 


Программный директор Сергей ШИРИНСКИЙ:

— Существует лишь несколько архетипических сюжетов и повествовательных приемов — ничего принципиально нового придумать невозможно, а значит, совпадения неизбежны... Но при формальной близости приемов — Анненский и Санду рассказывают очень разные истории. 

Это характерно. Западные киношколы готовят, прежде всего, профессионалов, мы — художников. Их картины часто сняты чище, зато далеко не всегда отмечены индивидуальным почерком. Фестивальное общение позволяет выровнять дисбаланс. Качество вгиковских работ год от года становится все выше — это отмечают и российские кинематографисты, и зарубежные коллеги. Однако настоящего мастера экрана может определить лишь зритель. 


Режиссер, продюсер, руководитель мастерской Алексей УЧИТЕЛЬ:

— Думаю, стилистическая перекличка конкурсных фильмов продиктована драматургической коллизией: одна героиня против всего мира. Моя ученица Влада Санду была не самой блестящей абитуриенткой, но у нее интересная биография — она жила в Грозном, видела чеченскую войну, и, как вскоре выяснилось, обладает твердым характером и четким пониманием того, что хочет сказать. С первых неигровых картин поражала оригинальным подходом. Сейчас вижу в ней сложившегося режиссера, абсолютно готового к полному метру. Это редкость. 

И у нас, и у европейских студентов масса неудачных, подражательных фильмов. Это неизбежно, но поправимо. Прежде всего, я стараюсь научить ремеслу, дать свободу и возможность проявить собственный талант.