Кино для ангелов

27.10.2013

Алексей КОЛЕНСКИЙ

Фото: ИТАР-ТАССС 1 по 8 ноября в Москве пройдет X Международный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Корреспондент «Культуры» побеседовал с главой экспертного совета, настоятелем храма Софии Премудрости Божией отцом Владимиром Волгиным.

культура: Девиз фестиваля: «Доброе кино возвращается!» Каковы критерии отбора фильмов?
о. Владимир: Мы даем оценку не художественным, а нравственным аспектам картин. Выступаем против эротических сцен и бессмысленного насилия. Тут нужно уточнить. В русской классике встречаются жестокие эпизоды, но они носят дидактический характер. Достоевский, Толстой приводят своих персонажей к раскаянию. Экспертный совет «Лучезарного ангела» состоит из духовных лиц, но в этом году к нам присоединились режиссеры Николай Бурляев, Карен Шахназаров, Наталья Бондарчук. Мне поручают экспертизу спорных картин. Впечатления самые печальные — ленты, даже анимационные, пусты, наполнены тоской, унынием. Нам хотелось бы видеть истории, пронизанные чувством любви. Таков призер прошлого года — трогательная мелодрама Наталии Беляускене «Если все», получившая второе место. Главный приз достался проблемной психологической драме «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой.

культура: Какие еще духовные язвы замечаете в творчестве наших кинематографистов?
о. Владимир: В обществе идет духовное возрождение, есть положительные мировоззренческие сдвиги. В 90-е невозможно было представить на экранах фильмы «Остров» Лунгина, «Поп» Хотиненко, «Чудо» Прошкина. Вот образцы православного художественного кино. Если в красоте, доброте, любви режиссер видит смысл своей жизни и творчества, его работы возвышают зрителя. В советское время меня вдохновляли «Гамлет» Козинцева, «Братья Карамазовы» Пырьева, «Дорога» Феллини. Искусство поднимало человека над собой, помогало переосмыслить жизнь. С его помощью я пришел к вере.

культура: На экране красота Божьего мира сегодня в дефиците. Ее залакировали спецэффектами.
о. Владимир: Теряется духовное зрение, и физический взгляд затуманивается, художник становится невосприимчив к красоте природы и человеческих отношений. Современное кино погрязло в психологизме, нюансировках. Исчезла цельность художественного восприятия действительности. Советские фильмы были масштабными и ясными.

культура: И люди верили в большую правду. Без затей. Все-таки современные российские картины трудно упрекнуть в избыточном психологизме. Масса режиссеров прокачивает экраны дурной психической энергией. Отчего они избегают говорить о том, что действительно болит у людей?
о. Владимир: Я родился в 49-м. Трудное время: продуктов мало, очереди, коммуналки. В нашей квартире жили 32 человека. Но конфликтовали редко. Мама постоянно пела. Наша жизнь была наполнена неподдельной радостью. Людей объединяли высокие нравственные идеалы. Всем обществом воспитывали детей. Сегодня блага доступны, а радости нет. Наше поколение стояло в одном шаге от верующих родителей. Сегодня разрыв с духовным прошлым русского народа составляет четыре-пять поколений.

культура: То есть, свет веры «грел наш народ со спины», и религиозные, искренние отношения между людьми воспроизводились сами собой. Сейчас продолжается распад общества, поэтому и кино безобразно. «Мастера экрана» снимают истории про каких-то насекомых, очевидно, считая зрителей скопищем тараканов.
о. Владимир: Да, многие разучились дарить друг другу поддержку, заботу, любовь. Взаимное недоверие, ненависть, зацикленность на внешнем благополучии, неудовлетворенность внешним миром, экономическим положением страны и семьи… Семья это микрогосударство. Все, что творится в ней, воспроизводится в обществе. Супруги изменяют друг другу, и предательство в макрогосударстве сейчас очень распространено. В последние годы стараются бороться с преступностью, но насилия не становится меньше. Человеческая жизнь ничего не стоит.

культура: Популярное кино работает с атеистическим социумом. С насилием, зубоскальством, грехом. На экране то же, что и в жизни, только круче. Однако супермен спасает мир, порок бывает наказан и вера торжествует. Существуют ли христианские боевики и комедии?
о. Владимир: Важно, с каким материалом работает режиссер. Например, когда идет речь об Отечественной войне, очевидно: защита страны и родных священна. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». В 70-е Америка воспевала безнравственный образ жизни, и сейчас, следуя за Западом, мы повторяем то же самое. Проблема в том, что негативные процессы приобретают у нас устойчивые формы. Но я верю — мир будет обновлен, очищен от зла.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть