Девять дней одного города

Светлана НАБОРЩИКОВА, Ярославль

14.05.2015

В Ярославле завершился VII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета, один из самых масштабных за всю историю проведения этого форума. В течение девяти дней на концертных площадках Ярославля, помимо российских артистов, выступили гости из Австрии, Белоруссии, Бельгии, Венгрии, Италии, Испании, Палестины, Франции.

Фестиваль отметил несколько выдающихся дат. Как общественных — 70-летие нашей Победы, так и музыкальных: на 2015-й приходятся юбилеи Иоганна Себастьяна Баха и Петра Ильича Чайковского. В следующем году юбиляром будет Вольфганг Амадей Моцарт, и к этому событию музыканты начали готовиться уже сейчас. 

Моцартом фестиваль открылся (солнечная увертюра из «Свадьбы Фигаро»), им же и закрылся. В память жертв Великой Отечественной прозвучал «Реквием», с достоинством исполненный «Солистами Москвы», хоровой капеллой «Ярославия» и квартетом молодых певцов — Витой Васильевой (сопрано), Юлией Меннибаевой (меццо-сопрано), Ярославом Абаимовым (тенор) и Даниилом Чесноковым (бас). 

А в первом отделении солировали два выдающихся артиста — 87-летняя легенда пианизма Пауль Бадура-Шкода и годящийся ему во внуки венгерский скрипач Барнабаш Келемен. Первый, сыгравший в дуэте с Ростиславом Кримером Концерт для двух фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, был сдержан и сосредоточен. Второй, исполнивший Концерт №3 для скрипки с оркестром соль мажор, фонтанировал молодой энергией и безудержным артистизмом.  

Баха помянули величественным приношением — шестью Бранденбургскими концертами, а Чайковского — Andante Cantabile, сыгранным камерным оркестром имени Ференца Листа (Будапешт), и Четвертой симфонией. Ее, кстати, исполнили на выезде.

Важная составляющая ярославского фестиваля — концерты в окрестных городах и селах. Площадки самые разные: дворцы культуры, детские музыкальные школы, эстрады кинотеатров. «Солисты Москвы» с программой «Нескучная классика» (Рахманинов, Шуберт, Дворжак и посвящение «Йес», «Битлз» и «Пинк Флойд» от Такаси Ёсимацу) побывали в селе Кукобой и Большом Селе, городах Гаврилов-Яме, Тутаеве и Переславле-Залесском. Везде с аншлагом. Башмет дуэтом с дочерью, пианисткой Ксенией, сыграл Глинку, Прокофьева, Стравинского и Шуберта в поселке Борок и селе Вятское. Самый масштабный концерт состоялся в Рыбинске, где оркестр «Новая Россия» показал великие музыкальные полотна: «Гарольд в Италии» Берлиоза и вышеупомянутую Четвертую симфонию. 

Как всегда, фестиваль предоставил гостям возможность для самовыражения. Экспериментальные проекты? Нет проблем. Carte blanche (так назывался вечер) получила скрипачка Татьяна Самуил, смело соединившая в одной программе «Гольдберг-вариации» Баха и авангардного «Танцовщика на канате» Софии Губайдулиной. Овацией проводили героев другого выступления, братьев Журбан. Это франко-палестинское трио добилось почти немыслимого сочетания европейского академизма и восточной изысканности. Ну а с концертом ансамбля Soqquadro Italiano желающие смогли перенестись в Неаполь и послушать оригинальные версии знаменитых итальянских песен. 

Кульминация фестиваля пришлась на 9 Мая. В день 70-летия Победы была исполнена грандиозная «Военная симфония». Дирижировал Юрий Башмет.

Главная площадь Ярославля называется Советской. В пору «обратных» переименований ей не стали возвращать дореволюционное имя, справедливо рассудив, что глупо переписывать историю. Ныне архитектурный ансамбль этого красивейшего места выглядит так: справа — здание правительства Ярославской области, слева — местная Дума, а в центре величественный храм Ильи Пророка с монументальной звонницей. Для вечернего дейcтва искусно подсвеченный памятник зодчества XVII века стал замечательной декорацией. Возле него построили сцену, напротив расположились многочисленные зрители. 

В программе значилось только одно сочинение — «Военная симфония» Кузьмы Бодрова. Но 35-летний московский композитор практически ничего не написал «от себя», ограничившись связками и переходами. Главный материал нового произведения — музыкальное наследие военных лет во главе с лейттемой, легендарной «Вставай, страна огромная». Ближе к финалу эта эпическая песня буквально затопила площадь децибелами. Казалось, что фонограмму огромного мужского хора слышит весь город. А до того звучала музыка Шостаковича и Прокофьева, Никиты Богословского и Василия Соловьева-Седого, Булата Окуджавы и Исаака Дунаевского. Люди замирали, слушая трагические Ленинградскую симфонию и Восьмой квартет. Гордились «Моей Москвой», улыбались «Мишке-одесситу», шли в ночь с «Десятым батальоном»... В пространстве, отделявшем сцену от зрителей, горели тысячи свечей. Под финал в темное небо взмыли белые воздушные шары, грянул салют, и вновь зазвучали военные песни. На этот раз их напевали расходившиеся по домам слушатели.