Когда музы позируют

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

17.04.2015

Почти два года назад Москва восторгалась прерафаэлитами на масштабной выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. А на уходящей неделе в Галерее искусств Зураба Церетели открылась экспозиция «Фотографии викторианской эпохи». Большинство кадров сделаны в 1850–1870-х годах: это снимки из цифрового архива, принадлежащего Томскому областному художественному музею, а также из коллекции РОСФОТО.

Выставка позволяет взглянуть на время, хорошо известное нам по живописным работам. Вот, например, фотографии музы прерафаэлитов Джейн Моррис — обладательницы необычной внешности. Дочь конюха, она поразила воображение художников Данте Габриэля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонсона, а затем стала женой поэта и философа Уильяма Морриса. Брак не был счастливым: Джейн всерьез увлеклась другом мужа, Данте Габриэлем Россетти. Последний изобразил ее на многих полотнах, ставших классикой живописи прерафаэлитов. Кроме того, он сделал уникальные фотографии, позволяющие узнать, как же в реальности выглядела Джейн Моррис, притягивавшая мужчин словно магнит. На снимках муза художника запечатлена в основном в профиль: огромные глаза, необычная линия носа, чувственные губы. А вот фотографии анфас кажутся менее выигрышными.

Есть на выставке портреты и другой музы — Алисы Лидделл, вдохновившей Кэрролла на создание знаменитой сказки. Например, кадр его авторства: маленькая девочка в образе нищенки. Другое фото, представляющее повзрослевшую Алису, сделано Джулией Маргарет Кэмерон — известной женщиной-фотографом, значительное число работ которой включено в экспозицию. А еще нельзя пройти мимо удивительных видов Шотландии, запечатленных Джеймсом Валентайном, передающих уют и очарование патриархального уклада 150-летней давности.