Александр ПАНОВ
26.07.2013
Ретроспектива Елеазара Лангмана «Концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы» проходит в рамках давних программ МДФ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографиях».
Лангман по художественной значимости работ — безусловный мастер. А по охвату материала на снимках — гениальный хроникер эпохи. Стаханов и стахановцы, спортсмены и милиционеры, женщины освобожденного Востока, московские улицы в праздничной иллюминации…
Но Лангман до сих пор остается в тени Александра Родченко и Бориса Игнатовича, своих учителей и коллег по группе «Октябрь», журналу «СССР на стройке» и газете «Вечерняя Москва». Почти весь домашний архив утерян, биографические сведения скудны. И надо оценить труд кураторов проекта — Александра Лаврентьева, внука Родченко, и фотографа Сергея Бурасовского, — которым буквально из ничего удалось сделать полноценную музейную экспозицию. Портрет автора на фоне времени. А только в таком жанре и можно делать выставку Лангмана.
Его творчество целиком зависело от исторического контекста. Свою «лейку» он считал орудием в борьбе за дело революции, средством пропаганды «новой коммунистической культуры». Но именно искренняя воля к обновлению привела его к радикальнейшим формальным открытиям. Не будет преувеличением сказать, что Лангман был куда смелее и эстетствующего Родченко, и бытописательствующего Игнатовича. Рациональная выстроенность снимка, световая и сюжетная насыщенность, фирменный «косой» ракурс могли бы навсегда ввести Лангмана в летопись отечественного искусства. Но живой сок этих кадров оказался слишком концентрированным для наших летописцев.