Обложили!

Александр ПАНОВ

13.07.2013

В галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Реклама и обложка американских журналов конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ»


Под «рекламой» тут следует понимать не только призывные коммерческие объявления на задней странице, но и постеры самих журналов, адресованные потенциальным подписчикам и покупателям. Этих афиш в жанре «Читайте свежий номер!» в экспозиции больше, чем настоящих обложек, уникальных хотя бы потому, что немногие из передовиков американской массовой прессы столетней давности остались на плаву. Впрочем, названия «Vogue» или «Harper’s Bazaar» знакомы и современному российскому потребителю глянца. Тем любопытнее взглянуть на прабабушек нынешних монстров гламура.

Но выставка интересна не только этим. Музей держит академическую марку и предлагает рассматривать низовые СМИ как образчики «культуры повседневности» (так называется модный культурологический тренд). Оформление журналов на рубеже XIX – XX веков стало отдельной и важной сферой полиграфического бизнеса, а художник оказался чуть ли не важнее репортера. (Другое дело, что имена авторов обложек и заставок сегодня ничего не скажут даже специалисту, хотя каталог пытается заполнить биографические лакуны.) Выставка рассказывает о серьезной борьбе больших стилей — вроде неоклассики, ар деко и ар нуво — на кукольной сцене популярной прессы. Как отстаивали свои права женщины-дизайнеры, теснившие мужчин с полос фэшн-изданий, а человеческая фигура постепенно вытесняла виньетки и замысловатые буквицы на обложках. Зрителю предлагается изысканное культурологическое исследование на кажущемся комичным, вульгарным и анахроничным материале.

Но дабы посетитель выставки не заскучал, московский центр «Музей моды» в отдельном зале предоставил примеры того, что собственно рекламировали и о чем рассказывали дамские журналы — духи, пудру, мыло, перчатки, платки начала прошлого века. Не обошлось и без старой кинохроники.