Хранители времени

Игорь ДМИТРИЕВ

27.05.2013

Многие ли знают, какой музей занимает второе место в мире после Британского по количеству единиц хранения? Отнюдь не Лувр, Метрополитен или Прадо. Это российский Государственный исторический музей (ГИМ). 27 мая 1883 года, 130 лет назад, он впервые открыл двери для посетителей.

«От Рюрика до наших дней»

Каждый из 39 залов известного всем москвичам здания ГИМа, расположенного прямо на Красной площади, оформлен как очередной этап истории России — от каменного века до начала минувшего столетия. Среди 22 000 экспонатов, находящихся в открытом доступе, — уникальные свидетельства эпох. Прекрасная коллекция фигурок птиц с забайкальской стоянки времен ледникового периода, изящные ювелирные украшения из скифских и сарматских курганов, пятитонный мраморный саркофаг Боспорского царства...

— Наш музей хранит в себе исторический генотип всей российской нации, — с гордостью рассказывает «Культуре» директор ГИМа Алексей Левыкин. — Артефакты скифов, сарматов, готов, гуннов, викингов, славян — таких сокровищ древнего времени нет больше ни в одном отечественном музее. Раскопки из курганов затрагивают струны генетической памяти. Александр Блок с его «Да, скифы — мы…» точно это прочувствовал...

Семь первых залов — это, что называется, «преданья старины глубокой». А вот с восьмого зала начинается рассказ о становлении русского государства. Мы минуем анфиладу залов, как череду эпох, — Древняя Русь сменяется царской Россией, а заканчивается первый этаж Смутным временем. Как раз сейчас в Новом выставочном зале ГИМа демонстрируется выставка «Романовы. Начало династии» — к 400-летию царского дома. Там представлены, например, очень редкие женские одежды XVII века из гардероба русских цариц, церемониальное знамя польского короля Сигизмунда III, шифрованные письма царевны Софьи к князю Василию Голицыну, переписка юного Михаила Романова и его матери с освобожденным из польского плена патриархом Филаретом, иконостас с семейными образами царя Алексея Михайловича. В глаза бросился необычный головной убор — мощный, явно созданный для боя, и в то же время роскошный. Это шлем царя Алексея Михайловича, так называемая «шапка ерихонская», из собрания Оружейной палаты Кремля.

— Шлем определял образ русского царя как воина, поскольку государь носил его в походах, — подчеркивает Левыкин. — Головной убор явно турецкой работы, что прослеживается по конструкции и надписям на нем.

Декабристов загнали в угол

Поднимаясь по музейной лестнице, выходим на новый виток российской истории, который начинается с петровской эпохи и завершается началом XX века. Перед нами — парадный блеск императорской России.

— Разве это не уникальная портретная галерея России? — риторически спрашивает Левыкин. — Экспозиция включает в себя изображения государственных и военных деятелей, дипломатов, купцов, ученых и простых русских крестьян, парсуны XVI-XVII веков.

— Более того, — продолжает директор музея, — в нашей экспозиции есть даже реконструкции «первых россиян».

Вообще стоит отметить, что в экспозиции наряду с раритетами представлено и большое количество обычных предметов быта — именно они помогают почувствовать вкус времени. Дыхание исторических перемен отражается и в развитии самого музея. Так, в 90-х был закрыт Музей декабристов — филиал ГИМа. Теперь для рассказа об этих легендарных и непростых людях выделен лишь куцый уголок в зале начала XIX века, практически незаметный на фоне пышных портретов царственных особ...

Мультимедийная история

В духе времени — и появление в музейных залах большого количества экранов, мониторов. Они помогают увидеть историю в деталях. Например, на витрине представлена книга, но в руки ее брать нельзя — а на мониторе книжные страницы сами перелистываются.

Особенно заметно присутствие информационной революции в новой части ГИМа — музее Отечественной войны 1812 года, открывшемся к ее 200-летнему юбилею в новом павильоне, между Монетным двором XVI-XVII веков и бывшим музеем Ленина.

— Нам нужно было решить очень сложную задачу: освоить пространство между двумя памятниками культуры, оставив неприкосновенными исторические стены, — поясняет Левыкин. — В итоге уникальный проект успешно реализован, причем на монтаж экспозиции ушло лишь три месяца. Возведенный павильон не касается вековых стен, кровля сооружения держится на мощных опорах. Экспозиция этого музея буквально напичкана современными информационными средствами, рассказывающими о событиях 1801-1814 годов. Директор с удовольствием делится подробностями:

— Практически в каждой зоне находится как минимум один мультимедийный экран, который демонстрирует подробную анимированную карту, относящуюся к той или иной теме. Например, Бородинское сражение. В формате 3D подробно показываются все его основные фазы на рельефе местности. На экране в увеличенном масштабе — монеты, медали, ордена. При этом сами они лежат тут же, за стеклом. Более того, можно сделать на мониторе запрос и немедленно получить по запрашиваемой теме весь состав экспонатов, которые находятся в музее.

Красный командир и сабля Бонапарта

Предметом особой гордости ГИМа являются уникальные экспонаты, касающиеся той эпохи — амуниция русских и французских войск разных подразделений, мундир Павла I, бритва, лорнет и другие личные вещи Александра I... Есть и огромная, очень подробная карта Российской империи — это уникальный памятник картографии. Каким-то образом еще до 1812 года она оказалась во Франции, и с ее помощью там готовили оперативные карты для вторжения в Россию. А вот и наши трофеи — французские пушки, военная кухня из обоза наполеоновской армии и даже сабля Бонапарта.

— С этой саблей связана интересная история, — рассказывает Левыкин. — На Наполеона во время его следования на остров Эльба готовилось покушение. Узнав об этом, граф Шувалов, входивший в состав конвоя, предложил пленнику поменяться одеждой. Оценив мужество, Бонапарт подарил графу свою саблю. Любопытно, что уже в 1929 году ее принес в музей РККА красный командир, который, как оказалось, воевал с саблей Наполеона в Гражданскую.

Моего собеседника Алексея Левыкина можно назвать потомственным директором ГИМа. Его отец, Константин Левыкин, руководил музеем с 1976 по 1992 год. С работы в музее Ленина, входящего сейчас в комплекс ГИМа, начиналась и творческая биография самого Алексея Левыкина. Понятна та энергия, с которой он говорит о будущих проектах родного музея. Среди них, например, «Смотровая площадка» — в зале, расположенном прямо над Воскресенскими воротами. Ведь оттуда открывается прекрасный вид на Красную площадь и Покровский собор.

— С помощью новейших технологий можно в окнах этой галереи транслировать виды на Красную площадь прошлых времен, — мечтает Левыкин. — Выходишь и смотришь: вот поехали старенькие машинки, вот парад физкультурников. Перед посетителями будет проходить история Красной площади, Кремля, Покровского собора, ГУМа...

Музейный квартал

Можно назвать еще целый ряд перспективных планов, которые уже воплощаются в жизнь. Это и возрождение экспозиции на первом этаже бывшего музея Ленина, и использование территории бывшего дворцового комплекса времен царя Алексея Михайловича в Измайлово. По словам Левыкина, там планируется создать реставрационный центр, соединенный с фондохранилищами и новыми экспозиционными площадками. Москвичи и гости столицы смогли бы увидеть уникальные коллекции декоративно-прикладного искусства, мебели, костюмов, живописи, работ по металлу. Такой центр стал бы еще одним мощным, популярным музеем.

— К столетию начала Первой мировой войны мы планируем открыть экспозицию в основном здании ГИМа, — делится Левыкин. — Надеюсь, нам удастся создать и целый музей Первой мировой войны, рядом с музеем Отечественной войны 1812 года. Сейчас уже ведутся проектные работы по созданию Музейного квартала между площадью Революции и Никольской улицей.

Даже экспозиция вроде бы устоявшегося в веках Покровского собора сулит новые интересные открытия.

— Совсем недавно, — рассказывает директор ГИМа, — было обнаружено неизвестное ранее пространство под полом ризницы. Дело в том, что в XVII веке Покровский собор был перестроен, к нему добавили придел. Часть прежнего собора оказалась скрыта под новым полом. Ее — в первозданном виде — мы будем показывать посетителям сквозь стекло со специальной подсветкой. Не исключено, что археологи порадуют нас новыми находками.


Досье «Культуры» 

В Государственном историческом музее хранится целая сокровищница раритетов — 4 миллиона 700 тысяч экземпляров. Собрание отдела письменных источников музея содержит около 15 миллионов (!) листов уникальных документальных памятников по истории России XV – XX веков.

В состав ГИМа входят выставочный комплекс на первом этаже бывшего музея Ленина на Театральной площади, палаты бояр Романовых в Зарядье, здания XIX века в Измайлово, музей Отечественной войны 1812 года, а также Покровский собор, он же храм Василия Блаженного.