Акварельное кружево

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.05.2014

В залах Российской академии художеств — изысканные акварели Артура Фонвизина и его любимой ученицы Аллы Беляковой. Выставка «Муза художника» посвящена творчеству мастеров, считавших встречу друг с другом судьбоносной. 

Она позировала ему для картин («Портрет А.М. Беляковой. Леди Гамильтон», 1957), он научил ее писать акварелью так, как умел сам — воздушно и прозрачно, создавая мерцающие, чуть двоящиеся изображения. При этом ученица не пыталась слепо копировать манеру наставника. Ее работы имеют свой почерк — более плотные и густые мазки, темные краски. Вслед за Фонвизиным она часто изображала цветы — в том числе любимую ими сирень. Пробовала себя и в портретном жанре («Девушка Индии. Фестиваль», 1957).

Однако главное место на выставке занимают работы ее экстравагантного учителя — участника «Бубнового валета». Легкие ажурные картины выделяются не только смелыми колористическими решениями, но и активным использованием белого цвета — незакрашенных участков бумаги. Фонвизин прекрасно управлялся с текучей акварелью, которой «заболел» в 47 лет, и в то же время чувствовал линию, что демонстрирует его графика (карандашные наброски художник делал на отдельных листах бумаги — красками писал сразу «набело»). Темы работ по-детски легкомысленны — цирковые наездницы, портреты актрис… Впрочем, разве искусство не может быть чуточку несерьезным?