Маршрутами династии

Елена ЛИТОВЧЕНКО

22.03.2013

В Государственном историческом музее к 400-летию избрания Михаила Федоровича на царство открылась выставка «Романовы. Начало династии».

Время зарождения династии именуется Смутным и считается малоизведанным. Попытка представить его в подлинниках выглядела утопией: слишком много воды утекло. Исторический музей осуществил, казалось бы, невозможное, впервые собрав из хранилищ России, Польши и Швеции в едином пространстве памятники эпохи, в которую происходило рождение и становление новой династии русских царей.

Памятников набралось на один зал — зато большой, с весьма сложным экскурсионным маршрутом. Он начинается с темы пресечения династии Рюриковичей. Главные «вехи» здесь — прижизненная мерная (в рост новорожденного царевича) икона сына Ивана IV царевича Димитрия с изображением небесного покровителя ребенка Димитрия Солунского из Музеев Московского Кремля и пелена из Сольвычегодского музея, запечатлевшая трагически погибшего наследника.

Далее маршрут пролегает по Смутному времени, представленному автографами антиподов, — князя, национального героя Дмитрия Михайловича Пожарского и самозванца, авантюриста Лжедмитрия I, а также портретом кандидата на русский престол польского королевича Владислава. И задерживается в месте размещения раритетов, повествующих, как именно происходило призвание Михаила Романова на царство: выносной фонарь — одна из реликвий посольства Земского собора к Михаилу Федоровичу; икона «Богоматерь Феодоровская», которой, по преданию, инокиня Марфа благословила сына Михаила на царство; пелена «Богоматерь Феодоровская», считающаяся вкладом все той же Марфы в Ипатьевский монастырь…

Раздел, посвященный Алексею Михайловичу, открывается большой парсуной (портрет, близкий к иконописи), которая создавалась для Архангельского собора Московского Кремля. Особый интерес вызывают мемориальные вещи царей: шлем «шапка иерихонская» Алексея Михайловича, а также саадак (снаряжение конного лучника) и ружье, которые были с ним в Смоленском походе 1654 года. В отдельной витрине — шишак (шлем) Михаила Федоровича. Царская посуда представлена «тарелью» и сковородой Петра Алексеевича и обильно изукрашенной кружкой царевны Софьи. Темой Великого посольства Петра Алексеевича в Европу раздел завершается.

Прошу одного из авторов выставки Ольгу Соколову выделить наиболее важный экспонат и слышу: «Все экспонаты ударные. Поэтому трудно было свести их вместе. Показывают свои реликвии Ярославский музей-заповедник и Российская государственная библиотека, Костромской краеведческий музей и Историко-археологический музей в Ипатьевском монастыре, а также Королевский замок в Варшаве, Кабинет гравюры Библиотеки Варшавского университета, Музей армии и Королевская Оружейная палата Стокгольма. Российский государственный архив древних актов предоставил много ценных источников того времени с автографами…» Ольга Владимировна подводит к витрине с письмами Алексея Михайловича из похода 1654 года — он был первым из русских царей, кто стал вести переписку самостоятельно, отказавшись от услуг дьяков-канцеляристов. Рукопись прекрасно сохранилась, почерк крупный, буквы четкие, но… совершенно не читаемые. Это — скоропись, которую использовали в XVII веке.