Истра жизни

Татьяна СТРАХОВА

05.07.2019

В подмосковном музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представили историю русского искусства за последнее столетие. Выставка «Век ХХ — век ХХI. Из коллекции музея» в новом свете показала известных мастеров и открыла забытые имена.

Здесь безусловные классики Александр Волков и Роберт Фальк, Михаил Соколов, прозванная «русским Марке» Антонина Софронова, еще два знаменитых Александра — Осмеркин и Шевченко, а также ученики последнего Ростислав Барто и Николай Витинг, вошедшие в группу «Цех живописцев». И участники объединения «Путь живописи» Лев Жегин и Вера Пестель вместе с представителями прочих группировок. Экспозиция радует самобытными произведениями, но одновременно и целостностью, духом единства в разнообразии.

Единство это — не в единомыслии, а в восприятии жизни во всех сложностях и подробностях. А еще — во внимании к «маленькому человеку». Таковы одухотворенный художник Жегин (кстати, сын зодчего Шехтеля) в интерпретации Татьяны Александровой, измученная «Спящая» — портрет матери кисти Марии Ломакиной или мощная, преисполненная достоинства «Кухарка» любимой ученицы Фалька Евы Левиной-Розенгольц. Не слабее дар портретиста Доры Гуревич, учившейся у Малевича и Фаворского, и сохранившей приверженность фовистам Ефросиньи Ермиловой-Платовой. К слову, в нашу эру борьбы за гендерное равенство стоит отметить: добрая половина экспонатов — «искусство женского рода».

Интерес к рядовому, не героическому не совпадал с официальным запросом, но художники наводили фокус то на лицо интеллигента, то на неброский, поэтизированный пейзаж — лодки на реке, домишки провинции, московские переулки. Запоминаются работы Николая Лакова — воспитанника Александра Родченко. Несхожая манера у московского волжанина Антона Ястржембского и ученицы Ильи Машкова Ольги Соколовой, много лет прожившей в Средней Азии. Или у Елены Нагаевской, чей «французистый» холст «Лодки на Истре» избран эмблемой выставки.

В коллекционировании работ музейщики «Нового Иерусалима» соперничали с коллегами из города Нукуса, где легендарный Игорь Савицкий создал блистательную подборку авторов, официально не признанных советской культурой. Так, в 1978 году именно в Истре впервые среди музеев СССР приобрели работы живописца Владимира Вейсберга, столь почитаемого ныне мастера «белого на белом».

Даже в эпоху воинствующего атеизма некоторые художники обращались к евангельской тематике. Куратор выставки Людмила Денисова внесла в экспозицию экспрессивный холст «Се человек» Сергея Романовича и великолепный, в духе караваджизма «Реквием» Жегина.

Наравне с классиками представлены мастера наших дней. Сразу несколько поколений, от ушедших Николая Андронова, Андрея Гросицкого, Олега Ланга, Ксении Нечитайло, Анатолия Слепышева до продолжающих трудиться Волковых — потомков автора «Гранатовой чайханы». А также Елены Гориной, Владимира Башлыкова, Николая Касаткина, Виктора Калинина, вплоть до совсем молодой Юлии Малининой, чьи урбанистические пейзажи резковаты и по-своему футуристичны («Холодно мне и одиноко»). Скульптуры напоминают о традициях московской школы пластики: к ней принадлежат как покойные Леонид Берлин и Алексей Григорьев, так и активно работающие Елена Суровцева, Галина Шилина, Анатолий Комелин.

Соседство поколений выдержано с честью: возникает ощущение преемственности, неразрывной связи. Еще в 1977 году Московский областной краеведческий музей (так до 1991-го назывался МВК «Новый Иерусалим») начал собирать коллекцию ХХ столетия. Туда вошло и безыдейное «тихое искусство», эксперименты авангардистов, творения последователей французских фовистов, работы молодых и дерзких в «левом МОСХе». Уже давно музей показывает избранное из фондов то в собственных залах, то в проектах коллег, однако все еще не имеет постоянной экспозиции «своего» ХХ века. Нынешняя выставка, возможно, послужит этапом в реализации этих планов. «Репетиция» продлится все лето.