Этот хрупкий, хрупкий мир

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

07.06.2019

«Русская фарфоровая скульптура конца XVIII — начала XX века» — новый проект Государственного исторического музея. Экспозиция рассказывает о необычном издании «Волшебный фонарь», недавно отметившем 200-летие, а также об одноименной серии фарфоровых скульптур завода Гарднера. А заодно знакомит с продукцией других фабрик той эпохи — от Императорского фарфорового завода до более мелких предприятий.

Журнал, выходивший лишь год (с января 1817-го по январь 1818-го), стал для России уникальным явлением. Его название отсылало к предшественнику кино — прибору «волшебный фонарь», изобретенному в XVII веке. Laterna magica позволял проецировать на стены цветные изображения или клубы дыма. Печатное издание, в свою очередь, «транслировало» уличные сценки, знакомя читателей с типажами простонародья. Страницы населяли кучеры, лакеи, блинники, градские стражи. Недаром полное название журнала: «Зрелище Санкт-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию». Любопытно, что фронтиспис первой тетради — литографию «Русский народный праздник под Невским» — выполнил известный глухонемой художник Карл Гампельн. А вот авторство офортов, которыми были проиллюстрированы номера, до сих пор под вопросом. Согласно одной из версий, оно принадлежит Алексею Венецианову — знаменитому «крестьянскому» живописцу.

«Волшебный фонарь» стал своеобразной энциклопедией русского быта для скульпторов завода Гарднера. Моделями для статуэток служили изображения на гравюрах. Елена Смирнова, заведующая отделом керамики и стекла ГИМ, рассказала:

— Для русской фарфоровой пластики особенно важны два направления. Первое связано с этнографией: оно возникло как ответ на процесс становления многонационального государства. Второе посвящено жизни простых людей — носителей «русскости». Появление подобных статуэток сигнализировало о самоидентификации образованных людей того времени. Фигурки почти сразу стали предметом коллекционирования. Приобретались представителями разных социальных слоев — в основном городскими жителями, богатыми купцами, иногда аристократией. Фарфор всегда был достаточно дорогим. Почти все предметы на выставке — из фондов Государственного исторического музея. К нам они поступили из собраний таких легендарных меценатов, как Петр Щукин и Иван Морозов. 12 экспонатов приехали из ярославского Музея имени Вадима Орлова, названного в память о коллекционере — нашем современнике.

Впрочем, создатели фарфора вдохновлялись не только «Волшебным фонарем». До выхода журнала подобные фигурки делали на Императорском фарфоровом заводе. В экспозиции, в частности, можно увидеть «Разносчика фруктов» или «Водоноску». Во второй половине XIX века важным источником стали очерки Александра Голицынского «Уличные типы» (1860). Пример — скульптурная группа «В обжорном ряду» (так называлось место, где торговали дешевыми блюдами). Два мужика сосредоточенно едят — по-простому, руками. Женщина протирает посуду. Работа выполнена по рисунку Михаила Башилова, иллюстратора книги Голицынского. Некоторые вещи отсылают к творениям более именитых мастеров. Так, по картине Константина Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) исполнено как минимум два произведения фарфоровой пластики: одна скульптурная группа изображает парня и девушку, другая — купеческую семью. Отдельная линия — сатирические и обличительные сюжеты: мать, лишенная средств к существованию («Нищая с ребенком»), или женщина, вытащившая супруга из трактира («Жена ведет мужа из кабака»). Подобные вещицы создавались на волне критических тенденций, проявившихся и в литературе, и в живописи (например, в творчестве передвижников).

Этнографическое направление также пользовалось популярностью. В 1862 году вышел из печати атлас «Народы России», подготовленный Густавом-Теодором Паули, отечественным исследователем, немцем по происхождению. По литографиям, размещенным в издании, работники завода Гарднера создали серию из 40 скульптур. На выставке можно увидеть сам фолиант, а также фарфоровые статуэтки «Калмычка», «Мордовка», «Гиляк», «Мезенский самоед». Подобно фигуркам стекольщиков и извозчиков, они рассказывают о становлении нации и о жизни в последние десятилетия Российской империи.