Собирательный образ

16.05.2019

Евгения ЛОГВИНОВА, Санкт-Петербург

Фото: Евгения ЛогвиноваЧто привлекает современных петербургских коллекционеров? Насколько значительны в художественном отношении их собрания? Могут ли они составить конкуренцию крупнейшим государственным музеям? Государственный Русский музей обратился к интригующей теме, открыв выставку «Три петербургские коллекции», более 400 экспонатов которой представляют собрания семьи Палеевых, Владимира Березовского и Кирилла Наумова.

Набор авторов достаточно традиционен, однако уровень произведений, среди которых работы Ильи Репина, Константина Коровина, Владимира Маковского, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля, Константина Богаевского, Николая Фешина, Кузьмы Петров-Водкина, Зинаиды Серебряковой, Натальи Гончаровой, Мстислава Добужинского, Натана Альтмана, Льва Бакста, Евгения Лансере, Александра Бенуа, Ивана Билибина, Александра Головина, Бориса Григорьева, Александра Яковлева и других мастеров производит впечатление.  

Самая старшая и, пожалуй, наиболее целостная из представленных коллекций собиралась в 1950–1960-е годы Ильей Исааковичем Палеевым, профессором Политехнического института. После его смерти произведения на протяжении вот уже полувека хранятся его сыном Владимиром Палеевым. В те годы в нескольких магазинах на Невском проспекте часто выставлялись для продажи полотна Серебряковой, Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных представителей русского и советского искусства. Работы мастеров новых течений начала ХХ века, как правило, существенно уступали по оценочной стоимости вещам передвижников или их последователей. Интерес Ильи Палеева был сосредоточен на творениях художников «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы». По словам сына, отца «интересовали лишь произведения, соответствующие его собственному вкусу, доставлявшие удовольствие при взгляде на стены квартиры и не вызывавшие активного неприятия у других членов семьи. Он не понимал и не ценил беспредметное искусство в большинстве его проявлений, был равнодушен к разным направлениям абстракционизма. Допускался лишь легкий кубизм».

Фото: Евгения ЛогвиноваПрофессора Палеева связывали  дружеские отношения с Владимиром Лебедевым, Робертом Фальком и Натаном Альтманом, написавшим его портрет. В 1965–1966 годах в СССР прошли персональные выставки Зинаиды Серебряковой, Палеев серьезно увлекся ее живописью. Среди представителей раннего авангарда его более всего заинтересовали Бурлюк, Гончарова и Кончаловский. Ведущее место в собрании занимает портретная живопись. Среди лучших образцов портрет художника-фотографа Мирона Шерлинга (1916) кисти Бориса Григорьева, «Автопортрет» Леонида Чупятова (1925), ученика Петрова-Водкина, «Автопортрет с детьми» Зинаиды Серебряковой, только что вернувшейся в «дом Бенуа» после тяжких испытаний на Юге России в годы Гражданской войны, портреты Габи (1932) и Ангелины Щекин-Кротовой (1954) Роберта Фалька. Внимание привлекают выразительный карандашный «Автопортрет» Бориса Кустодиева (1924), созданный в дни неизлечимой болезни, и, конечно, портреты Владимира Лебедева, среди которых и образ нынешнего хранителя собрания, тогда еще совсем юного Владимира Палеева (1957).

Коллекция отмечена прекрасным вкусом и редкой цельностью. Стремясь воссоздать ретроспективную последовательность всех изменений в творчестве художников, профессор Палеев создавал собрание «блоками». Например, Владимир Лебедев представлен семнадцатью работами (1910–1950-х) разных лет и жанров, среди которых в особенности эффектны изображения обнаженной натуры.

Фото: Евгения ЛогвиноваКоллекция Владимира Березовского, начавшая складываться в 1980–1990-е, напротив, чрезвычайно разнопланова: от «Мира искусства» и «Союза русских художников» до «Круга художников», группы «Одиннадцати», арефьевцев и нонконформистов. При этом коллекционер с удовольствием приобретал и работы передвижников, Ильи Репина и Виктора Васнецова. Интерес к собирательству Березовский связывает с окружением, в котором воспитывался с детства. Его дед был довольно известным музыкантом и поэтом, дружил с Есениным, Маяковским, Бенедиктом Лившицем. В доме отчима, академика и ученого, хранилось немало картин и часто звучали рассказы его коллег, собиравших произведения искусства.

Начало коллекции Березовского положило наследство, полученное от дальней родственницы, внучатой племянницы пейзажиста Станислава Жуковского. Знакомство с известными собирателями Анатолием Виленчиком и Борисом Васильевым оказало влияние на формирование художественного вкуса. Многие произведения Валентина Серова, Михаила Врубеля, Константина Коровина, Бориса Кустодиева попали к Березовскому из других собраний. Примечательны работы Репина — оригинальный автопортрет тушью и пером на письме Василию Щавинскому (1920) и портрет в карандаше Елены Праховой (1867).

Менее десяти лет собранию Юлии и Кирилла Наумовых. Оно пополняется в том числе и за счет возвращения в Россию работ, известных лишь по литературе и каталогам выставок. Такова акварель Мстислава Добужинского «Вид на Чернышёв мост» (1907), «Портрет мадемуазель Подбельской» Николая Фешина, чья судьба была неизвестна после 1913 года, этюды к «Парижскому кафе» Ильи Репина (1874). Увлечение коллекционированием у четы Наумовых началось в 2009 году, когда аукционный дом «Сотбис» представил потерянное наследство великой княгини Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича. По легенде в ноябре 1918-го часть семейных реликвий великой княгини была доставлена ее поверенным в двух наволочках в шведскую миссию в Петрограде. Переправленные затем в Швецию, они пролежали 91 год в министерстве иностранных дел в забвении, так как Мария Павловна скончалась, не успев сообщить о судьбе вещей членам своей семьи. Эта история заинтриговала Наумовых, которые решили ехать в Лондон на аукцион, где приобрели ряд произведений для собственного интерьера. Это положило начало коллекции.

Фото: Евгения ЛогвиноваСобрание русской живописи и рисунка Наумовых охватывает 1826–1967 годы. Произведения XIX века представлены акварельным «Портретом камергера Александра Собакина» Карла Брюллова (1826), пейзажами Ивана Айвазовского, акварелями Василия Садовникова и Иосифа Шарлеманя. Здесь и творения таких мастеров, как Василий Верещагин, Алексей Боголюбов, Михай Зичи. Украшением служат светлые и прозрачные пейзажи Константина Горбатова (1910–1920-е) и изысканные работы Константина Сомова.

Портреты из коллекции Наумовых способны произвести впечатление даже на искушенного зрителя. Это и насупившийся мальчик («Бука», 1901) кисти Владимира Маковского, и изображения молодых девушек (1890–1890-е) Алексея Харламова, и пастельный портрет Мариэтты Франгопуло (1922) Зинаиды Серебряковой. В собрании нашлось место шедеврам мировой живописи: творениям Мартена Ван Клеве Старшего, Дега, Ренуара, Ван Донгена, рисункам Гогена, Матисса и Фудзиты, гравюрам Дюрера. Собирательский азарт четы распространяется даже на фалеристику. Большой художественный и исторический интерес имеет коллекция серебряных и медных медалей XVIII века.

А вот советское искусство середины и второй половины ХХ века на выставке представлено, по сути, лишь несколькими именами из группы «Одиннадцати» из коллекции Владимира Березовского. Значит, знакомство с петербургскими частными собраниями будет продолжено, и зрителя ждут новые открытия.




Фото на анонсе: Евгения Логвинова



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть