С ювелирной тонкостью

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.09.2018

Музеи Московского Кремля открыли осенний сезон роскошным проектом «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Эта первая в России ретроспектива знаменитого ювелирного дома. Даже те, кто вполне равнодушен к драгоценностям, скорее всего, останутся в восторге от выставки, включающей более 500 экспонатов. Ведь Bvlgari — это не только про сияющий холод бриллиантов, но и про умение «миксовать» дорогое с вполне доступным, мастерски сочетать цвета и даже ненавязчиво демонстрировать патриотизм.

Основал марку Сотириос Булгарис — греческий ювелир, в 1877 году перебравшийся из региона Эпирус на Корфу, затем недолго поживший в Неаполе и, наконец, в 1881-м обосновавшийся в Риме. Здесь на Виа Систина, неподалеку от Испанской лестницы, открылся бутик Bvlgari — в те времена еще антикварная лавка. Позже магазин переехал на Виа Кондотти, где работает и по сей день, а владельцы с 1910 года сосредоточились на ювелирных изделиях. О прежней направленности бренда напоминает коллекция Monete: серьги, колье, сотуары, для украшения которых использованы настоящие монеты — от старинных византийских солидов до американских долларов. Эти неброские вещи будут интересны и нумизматам: внимательные посетители выставки обнаружат тестоны из великого герцогства Тосканского (1534), греческие тетроболы (340–330 гг. до н.э.), квинарии Римской республики и прочие диковинки.

Еще очевиднее компания подчеркивает укорененность в истории и культуре Италии: начиная от названия, переделанного в 1930-е на латинский манер (буква «V» вместо «U»), до дизайна некоторых украшений: например, платинового колье с бриллиантами, форма которого отсылает к очертаниям Испанской лестницы. Или брошек в виде gelato — легендарного мороженого, одной из достопримечательностей Апеннинского полуострова.

«Итальянскость» Bvlgari держится и на тесной связи с местной фабрикой грез — студией «Чинечитта»: звезды, участвовавшие в съемках, с удовольствием носили изделия ювелирного дома — как в кадре, так и в обычной жизни. Моду на «dolce vita» задавала Лиз Тейлор. Приехав в Рим для работы над «Клеопатрой», она закрутила роман с партнером по фильму Ричардом Бартоном, который вспоминал: «Я познакомил Лиз с пивом, а она меня — с Bvlgari». Влюбленный актер буквально осыпал Тейлор драгоценностями; в бутике бренда они частенько спасались от папарацци. На выставке можно полюбоваться на свадебный подарок американской диве — платиновое колье с изумрудами и бриллиантами. Или на сотуар с сапфирами и бриллиантами, преподнесенный «королеве Голливуда» на 40-летие. Есть здесь украшения и аксессуары других знаменитых актрис: серьги с изумрудами и бриллиантами, находившиеся в коллекции Джины Лоллобриджиды, пудреница с бриллиантами, принадлежавшая Лорен Бэколл, золотой портсигар Одри Хепбёрн. Изделия итальянского бренда с удовольствием приобретали не только кинозвезды, зрители впервые увидят тиару из бриллиантов и аквамаринов, которую инфанта Беатриса Испанская надевала в день свадьбы. 

В экспозиции представлено и колье с изумрудами, аметистами, бриллиантами и бирюзой, находившееся в собственности Лин Ревсон — жены основателя компании Revlon Чарльза Ревсона. Эта вещица — пример фирменного стиля Bvlgari, главный акцент сделан на цветовых сочетаниях, ярких и неожиданных, как краски самого Рима. Кроме того, дизайнеры марки не боятся смешивать драгоценные и полудрагоценные камни, рядом с бриллиантами могут располагаться цитрины, топазы или тигровый глаз. Много экспериментируют с формой. На выставке, в частности, показана коллекция Serpenti — браслеты-часы в виде змеи. Другой пример — сотуары, дизайн которых напоминает облик игральных карт, плоды эпохи поп-арта. Еще одна необычная коллекция, Chandra, знакомит публику с украшениями из фарфора — материала древнего и в то же время современного, универсального. Для конца прошлого века подобные вещицы стали прорывом: конкуренты Bvlgari не задумывались над использованием керамики. Зрители смогут насладиться и другими «фишками» бренда, вроде «дрожащих» брошей (детали подрагивают при каждом движении) или колец trombino, по форме напоминающих тромбон (первое подобное кольцо Джорджио, сын основателя компании, преподнес будущей жене на свадьбу). 

Впрочем, выставка — не только демонстрация 130-летней истории, но и своеобразный феминистский манифест. Недаром центральными экспонатами стали украшения Лиз Тейлор, не выражавшей публично феминистских взглядов, но особым образом подбиравшей роли: в частности, актриса изображала героиню, столкнувшуюся с гендерной дискриминацией (фильм «Национальный бархат», 1944). Организаторы подчеркивают: облик ювелирных изделий Bvlgari отразил стремление женщины к переменам, ее желание занять новое положение в обществе. Пусть даже бунт не всегда заметен за внешней красотой, как и в случае самой Лиз.