Портрет жены художника

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

02.08.2018

В Галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка «Посвящается Инессе» — в память о супруге художника, ушедшей из жизни 20 лет назад. Тогда, в 1998-м, в Малом Манеже представили экспозицию с тем же названием — первую персональную выставку Церетели. С тех пор удалось осуществить немало проектов, однако об Инессе Андроникашвили мастер помнит всегда. В интервью он рассказывает о счастливом браке, длившемся 40 лет; работая, переносит образы на холст. Тема семьи — одна из важнейших для главы РАХ: нынешняя экспозиция включает портреты супруги, а также дочери Лики, внука Василия и других близких.

В беседах с журналистами Зураб Константинович часто вспоминает историю знакомства с будущей женой: «Как-то я шел из Тбилисской академии художеств и увидел на улице очень красивую девушку. Она так грациозно прошла мимо, и сердце мое забилось сильнее. Я понял, что влюбился с первого взгляда! В тот момент я растерялся и даже не успел спросить ее имя, не знал, где ее можно найти. Но, наверное, Богу было угодно, чтобы мы были вместе. Прошло какое-то время, меня пригласили в один дом. Прихожу — она там стоит на скамейке, стихи читает. Да, это была судьба! Я начал за ней ухаживать, провожал. Мы подружились. Инесса впечатлила своими знаниями, мудростью и воспитанием...»

Они поженились в 1958 году: незадолго до этого выездной президиум Академии художеств СССР во главе с Владимиром Серовым снял будущего живописца с диплома — не простили увлечения импрессионистами. Пришлось срочно писать новую картину. «Культуре» Зураб Константинович признавался: «Однокурсники приносили мне черный хлеб и кильку, только это и ел. В итоге за две недели сделал портрет. И защитил диплом на «отлично». Трудности не отменили свадьбу, напротив, семья для Церетели стала тылом. В одном интервью он сказал: «Это такая насыщенность, полноценность жизни, когда на одной чаше весов у тебя любимая работа, а на другой — домашние заботы. И они не перетягивают, а уравновешивают друг друга. Огромное удовольствие встать утром и знать, что рядом — любимые люди...»

На выставке можно увидеть галерею портретов Инессы Александровны: от ранних, написанных еще в 1960-е, до вещей, созданных в 80-е и даже 90-е. В некоторых работах ощущается влияние кубизма — известно, что отечественный художник встречался с Пабло Пикассо. Во многом благодаря общению с легендарным андалузцем у Церетели возник интерес к эмалям, а также к монументальному искусству. Некоторые картины выполнены густыми пастозными мазками: краски становятся объемными, живопись почти превращается в скульптуру («Инесса в саду», 1984). Другие творения по манере напоминают холсты Аристарха Лентулова («Инесса», 1989). А третьи, несмотря на яркий колорит, погружают в минорное настроение. Так, «Инессино кресло» написано в 2009-м. Пустое, накрытое лишь охристой накидкой, оно выглядит осиротевшим. Словно созданное в пару — «Кресло» 2013 года: на зеленом покрывале лежит альбом с надписью «Zourab Tsereteli» и большое яблоко — символ любви. К мастеру возвращается оптимистичное настроение, он доказывает, что можно не падать духом даже в сложной ситуации.

Жизнерадостностью проникнуты и другие работы: портреты членов семьи, а также бытовые зарисовки, вроде изображений подсолнухов, видов мастерской или гульрипшских пальм. Квинтэссенция темы — произведение «Какая радость у меня в душе» (1985). Стол, букеты цветов, раскрытая книга — все, что нужно для счастья. Ведь дом — это место, где тебе хорошо...