Туле поставили капельницу

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

27.06.2018

В Туле немало достопримечательностей — от дома Вересаева до музеев оружия и знаменитого тульского пряника. ТИАМ — историко-архитектурный музей — стоит особняком: здесь не только думают о прошлом, пытаясь сохранить «следы» повседневной жизни, но и смотрят в будущее. Открывают выставки современного искусства (единственные в городе), организуют лекции и мастер-классы: от архитектуры и урбанистики до краеведения. А еще раз в году, в июне, проводят веселый фестиваль «Картонная ночь». В 2018-м его хедлайнером стала лидер российского паблик-арта Марина Звягинцева с проектом «кАРТограмма».

«Картонка», как ее ласково называют сами музейщики, возникла спонтанно. Идейный вдохновитель и один из организаторов Антон Осенний рассказал:

— Нас привлек двор ТИАМа: тогда еще захламленный, с гаражами. Хотелось посмотреть кино под открытым небом. Потом решили пригласить музыкантов, а заодно бесплатно поить всех чаем. С каждым годом событие становилось все более масштабным: популярные коллективы, хорошая аппаратура. Постройки снесли, двор расчистили. Как возникло название? Случайно: сделали декорации из картона, вот и повелось.

Тема «Картонной ночи» каждый раз новая. Никита Бурлаков, заведующий отделом по связям с общественностью и рекламе ТИАМа, пояснил:

— В прошлом году отмечали столетие Революции и вспоминали искусство того времени. Можно было увидеть разноцветные бюстики Ленина, авангардистские рисунки на старых дверях. Поэты читали стихи в духе футуризма. В этот раз выбрали тему «Теория хлама». У многих в кладовках и на антресолях пылятся вещи советской эпохи. Решили дать им вторую жизнь и сделать инсталляции. Собрали не только предметы быта — телефонный аппарат, вентилятор, шахматы, чайник — но и мебель: диваны, кресла. Даже нашли газовую плиту, она стала частью реконструированной «кухни».

Во дворе ТИАМа разместились также «столовая» со старым сервантом и большим круглым столом, накрытым кружевной скатертью, и «гостиная» с книжным стеллажом. Кроме того, в залах музея открылась «Связанная выставка»: московские художницы Виктория Малкова и Полина Москвина показали яркую живопись, напоминающую бабушкины вязаные коврики, а Евгения Ножкина из Воронежа — необычные гобелены, созданные из лоскутов и старой одежды. Но главным экспонатом стала инсталляция «кАРТограмма» из труб ПВХ, разместившаяся на кирпичной стене во дворе ТИАМа. Образ — гигантская светящаяся капельница, «питающая» город (чей силуэт напоминает кардиограмму), — выбран не случайно. В 2012-м музею передали два здания, ныне — Дом Белявского и Дом Крафта. В первом вплоть до 2011 года работала аптека, а во втором на рубеже XVIII-XIX веков жил провизор Константин Крафт, о котором почти не осталось сведений. Последний факт, кстати, дал возможность в 2014-м создать проект-мистификацию, посвященную личности таинственного владельца. Куратором выступил художник Леонид Тишков, чья «Частная Луна» украшает дерево во дворе музея. Мастер пригласил коллег, в том числе Сергея Катрана, Аркадия Насонова, Ирину Корину, Валерия Корчагина, поучаствовать в выставке. Внезапно найденные в архиве документы о настоящем Крафте придали мистификации особое очарование.

— У этого места есть история, — говорит Звягинцева, — в Доме Белявского открыта постоянная экспозиция «Старая тульская аптека». Я плотно общалась с музеем. Меня попросили: пусть инсталляция будет про город, не тот, куда приезжают туристы, а где живут обычные люди. Именно эту Тулу музей ненавязчиво развивает. ТИАМ старается влить в город «свежую кровь», действуя при этом крайне деликатно. Капельница для меня — своеобразный символ музея, взаимодействующего с окружающей средой, пытающегося на нее подействовать, изменить. Причем хотелось создать именно капельницу-фонарь. Там есть специальный датчик: инсталляция реагирует на приближение человека и «загорается». Возможно, музейщики будут также включать ее по вечерам или праздникам. Мне нравится, что двери ТИАМа открыты для молодежи. Казалось бы, историко-архитектурный музей, однако он ориентирован на перспективу. Это попытка построить будущее в историческом центре города.

Тульская институция действительно занимается актуальными вопросами. Директор Лилия Кашенцева рассказала:

— В 2016 году делали проект, посвященный дизайну городской среды. Хотели обратиться к проблеме наружной рекламы и вывесок на исторических фасадах зданий. Оказалось, что многое идет из XIX века: те же купцы заказывали огромные кричащие вывески. Итогом стала образовательная программа «Дома и буквы», которая продолжается до сих пор. К нам приезжали с лекциями и воркшопами дизайнеры Александр Васин (организатор фестиваля TYPOMANIA), Сергей Рассказов (организатор фестиваля Typetersburg), Эркен Кагаров (арт-директор студии Артемия Лебедева), а также архитектор Евгений Асс, теоретик архитектуры Ирина Коробьина, куратор Георгий Никич. Мы пытаемся привлечь внимание к проблеме, начать общественное обсуждение. В частности, удалось убедить музейных арендаторов сделать более скромные вывески, чтобы не портить фасады.

Отметивший в этом году 20-летие, ТИАМ с оптимизмом смотрит в будущее. Музей собирается подготовить концепцию развития, и, вполне вероятно, ее автором станет Евгений Асс. Во дворе флигеля следующим летом откроется арт-резиденция, где круглый год смогут жить и работать художники. Готовятся новые выставки, в том числе на местном материале: в ноябре планируется представить экспозицию, посвященную нереализованным архитектурным проектам. А в следующем году — рассказать об истории Дома Крафта и Дома Белявского: работ накопилось достаточно. Главное, музею удалось найти свою нишу.

— Людям нужна точка притяжения, — отметила Звягинцева. — Из Москвы нередко едут сразу в «Ясную Поляну». ТИАМ, где показывают современное искусство, может стать своеобразным «крючком» — поводом специально посетить Тулу. Мне кажется, это правильный подход.

Устремленность в будущее подтверждает и манифест, изданный ТИАМом: «Музей не должен быть закромами, полными остывшего прошлого. Такой музей — в прошлом. Музею надо кипеть, чтобы прошлое не остывало».

Инсталляция «кАРТограмма» современного художника Марины Звягинцевой