Пикассо при полном «Параде»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

31.05.2018

В Парижской опере открывается выставка «Пикассо и танец», где представлено около 130 работ знаменитого художника. В жизни и творчестве испанского мэтра балет сыграл особую роль, став одним из источников вдохновения. Во многом это произошло благодаря Сергею Дягилеву.

Они познакомились в парижской мастерской живописца весной 1916 года. Дягилев сразу понял, что новатор Пикассо, как никто, лучше подходит для его авангардистских замыслов, предполагавших сплав музыки, хореографии и сценографии. Несмотря на то, что Пабло никогда раньше не работал для балета, он согласился написать декорации и создать костюмы для дягилевского спектакля «Парад» на музыку Эрика Сати. Интерес художника к балету связан и с тем, что он увлекся танцовщицей «Русских сезонов» Ольгой Хохловой. «На русских девушках приходится жениться», — предупреждал любвеобильного гения Сергей Павлович, однако затем сам содействовал тому, чтобы Пикассо обвенчался с Хохловой в главном русском соборе Александра Невского в Париже.

Тандем Пикассо с Дягилевым оказался исключительно плодотворным. В общей сложности с 1917 по 1925 год живописец участвовал в создании десяти спектаклей, в том числе шести для русской труппы — «Парада», «Треуголки», «Пульчинеллы», «Квадро фламенко» («Картина в стиле фламенко»), «Голубого экспресса» и «Меркурия». Пабло близко сошелся не только с Сергеем Павловичем, но и с его хореографом и премьером Леонидом Мясиным, помощником-секретарем Борисом Кохно и с самим Игорем Стравинским.

«У меня под рукой шестьдесят танцовщиц», — хвастался художник в письме американской подруге, писательнице Гертруде Стайн во время работы над «Парадом». Премьера балета прошла 18 мая 1917 года в парижском театре «Шатле» и завершилась грандиозным скандалом.

«Это был очень своеобразный балет: балаган на ярмарке с акробатами, жонглерами, фокусниками и дрессированной лошадью, — свидетельствовал Илья Эренбург. — Публика пришла изысканная, как говорят французы, — «весь Париж», то есть богатые люди, желающие быть причисленными к ценителям искусства. Музыка, танцы, а особенно декорации и костюмы, возмутили зрителей... Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес!» В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера — становилась на колени, танцевала, раскланивалась».

Зато «Парад» с энтузиазмом приветствовали Игорь Стравинский, Лев Бакст, Жан Кокто и Гийом Аполлинер, который назвал его «союзом живописи и танца, пластики и мимики». Кроме того, «Парад» с огромным успехом прошел в Лондоне, Мадриде, Барселоне, а потом в нескольких парижских театрах. После «Парада» Дягилев заказал художнику оформить новый балет «Треуголка» на музыку Мануэля де Фалья в постановке Мясина. Пабло представил два десятка вариантов декораций и костюмов, сам расписывал занавес, ходил на репетиции и даже лично гримировал артистов. Триумфальная премьера «Треуголки» прошла в Парижской опере в январе 1920 года.

Когда же настала очередь «Пульчинеллы» (на музыку Стравинского), между художником и Дягилевым вспыхнул нешуточный конфликт. Сергей Павлович отверг новации Пикассо. Дело дошло до того, что мэтр в ярости швырнул на пол эскизы, растоптал их и ушел, хлопнув дверью. Ссору удалось уладить после того, как художник согласился оформить, как того хотел Дягилев, «Пульчинеллу» в стиле итальянской комедии дель арте. После премьеры в Парижской опере в мае 1920 года Стравинский заявил, что Пикассо оказался на высоте: «Мне очень трудно сказать, что очаровало и восхитило меня больше всего — его колорит, выразительная пластическая экспрессия или поразительное театральное чутье этого совершенно необыкновенного человека».

Конфликт разгорелся вновь после того, как Дягилев отклонил несколько предложений художника. Тем не менее Пикассо какое-то время продолжал сотрудничать с «Русскими сезонами» и в 1924 году оформил балет-дивертисмент «Меркурий» на музыку Эрика Сати. Уже для «Голубого экспресса» живописец предложил использовать свою готовую картину «Две женщины, бегущие по пляжу». Ее перенес на занавес бывший декоратор Мариинского и Александринского театров князь Александр Шервашидзе. Сам Пабло написал на нем: «Посвящается Дягилеву. Пикассо». На этом закончилось их сотрудничество.

Задолго до балетных экзерсисов Пикассо интересовался Терпсихорой во всех ее ипостасях. Впервые танцовщицы появляются в его работах в 90-е годы XIX века. Он изображал канкан, испанские и восточные танцы. Завсегдатай цирка и корриды рисовал наездниц, которых называл «танцовщицами на лошадях». На картинах пляшут вакханки, кентавры и фавны. Его занимала чувственная, эротическая сторона зрелища. При этом мэтр, отмечают кураторы нынешней экспозиции, часто заимствовал «идеи» у таких классиков, как Никола Пуссен и Жан Огюст Доминик Энгр, которые интерпретировал в соответствии со своими поисками. Это кубизм, сюрреализм, неоклассицизм.

Вскоре Дягилев в поисках средств для очередных постановок решил продать декорации Пикассо для «Квадро комедии фламенко» и занавес для «Треуголки». Сергей Павлович безжалостно разрезал его на части и сбыл коллекционерам. Долгое время эти фрагменты находились в разных руках. Затем после реставрации попали в здание одной нью-йоркской компании. На занавес к «Параду» из-за его огромных размеров покупателя не нашлось, и сейчас он и костюмы находятся в парижском Центре Помпиду.

Казалось, что после отгремевших «Русских сезонов» спектакли, оформленные Пикассо, канули в Лету. Однако, начиная с 70-х годов минувшего столетия, некоторые из них — «Парад», «Треуголка», «Голубой экспресс» — вернулись в репертуар Парижской оперы. По всей вероятности, надолго.