Праздник, который всегда с тобой

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

16.05.2018

Парадоксам будней и праздников посвящена выставка Анастасии Кузнецовой-Руф в галерее «Файн Арт» на «Винзаводе». 

Поклонники современного искусства хорошо знают художницу — ​она входит в топ‑20 молодых российских авторов. Ее произведения востребованы не только у нас, но и за рубежом — ​в Швеции, Дании, Германии, Латвии. При этом творения не безликие инсталляции: Анастасия, за плечами которой учеба в МГАХИ им. Сурикова, предпочитает действовать по старинке, картины готовит минимум по месяцу. Включенные в нынешний проект «От праздника до праздника» созданы с помощью угольного карандаша и темперы. В подобной «традиционности», возможно, виноваты гены, ведь дедушка художницы — ​Леонид Кузнецов, известный советский график и иллюстратор, среди предков были иконописцы. Впрочем, ее работы не копируют произведения деда — ​они созвучны времени. Легко и иронично Анастасия переосмысляет понятия праздников и будней, акцентируя их неоднозначность. Люди с нетерпением ждут выходных, отпуска, Нового года, однако повседневность также преподносит сюрпризы, далеко не всегда становясь бессмысленным проживанием, хайдеггеровским Dasein. Она визуализирует подобную ситуацию — ​на монохромных холстах появляются разноцветные акриловые брызги. Персонажи реагируют по-разному: кто-то не готов к внезапному вторжению праздника, другие буквально купаются в нем. Картина «Входящий вызов» (2013) посвящена иной теме: человек, отвлекаясь на бытовое, сиюминутное, добровольно лишает себя сказки. Девушка запускает бумажный фонарик, увлеченно разговаривая по телефону, и не замечает, как легкий лампион, уносимый воздухом, вырывается из ее рук.

Вообще праздник на картинах Кузнецовой-Руф нередко смешан с горечью. Например, «Салют» (2017) — ​вереница серых домов, на горизонте — ​крошечные всполохи фейерверков, на подоконнике бинокль. Человек не способен наслаждаться действием непосредственно, необходима техника, гаджеты. Однако настоящие эмоции можно испытать лишь стоя в толпе, когда над головой рассыпаются огненные брызги.

Работа «На хамон» (2016) выполнена в ироничном ключе. Художница признается, что ее потрясла история приготовления деликатеса: животных откармливают, убивают, мясо долго выдерживают при специальной температуре. Полотно не похоже на «агитку», но заставляет задуматься об уместности подобных традиций. Не менее важным произведением стал лиричный и даже сентиментальный «Старый Новый год» (2018). По словам Анастасии, здесь есть автобиографические мотивы: две девушки, сидящие под елкой, на которой виден лишь один блестящий шарик и гирлянда из бумажных флажков, после долгого отсутствия обнаружили, что дерево вытянулось и унесло вверх остатки праздничного оформления. А вместе с тем дальше стал и сам праздник — ​это практически неизбежно, когда ты взрослый.

Примечательна и картина под названием «Царь-рыба» (2018) — ​с изображением гигантского осетра, отсылка к повести Виктора Астафьева. Однако в данном случае важны не только литературные реминисценции. Произведение становится своеобразным символом творчества Кузнецовой-Руф, творения которой — ​подобно громадному осетру — ​не вмещаются в «аквариум» нынешнего contemporary art. Изменится ли ситуация и будет ли вновь цениться ремесленная составляющая картины (а не только концептуальная) — ​покажет время.