Филипп и ребята

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

04.02.2017

В столице стартовал фестиваль «Мода и стиль в фотографии‑2017». Масштабный смотр, включающий в себя не только дерзкие революционные снимки, но и работы классиков, проводится Мультимедиа Арт Музеем раз в два года. Зрителей стабильно балуют россыпью громких имен: в разное время здесь показывали произведения Марка Рибу, Робера Дуано, Дэвида ЛаШапеля, Альберта Уотсона, Владимира Клавихо-Телепнева. Теперь публике обещают Питера Линдберга, ставшего автором календаря Pirelli‑2017. Однако начать решили с Филиппа Шанселя, а точнее, его ранних кадров, объединенных в серию «Парижские бунтари’ 82».

Сегодня Шансель — известный фотограф, «коньком» которого являются панорамы Северной Кореи: закрытого государства, чьи тайны будоражат воображение многих. В объектив француза попадает не только пышный официоз, но и скромная повседневная жизнь. Сизая дымка над Пхеньяном, переливающиеся национальные костюмы, нежные краски восхода, словно напоминающие, что Чосон — Страна утренней свежести… И по соседству — однообразная архитектура и серая будничная одежда. К чести автора, в работах нет назидательности: зрителю предлагается самому определиться с отношением к увиденному.

Нынешнее увлечение Шанселя в некоторой степени перекликается с ранними парижскими кадрами. В обоих случаях в фокусе внимания закрытые сообщества: от молодежной субкультуры до целого государства. Подобные задания требуют от фотографа недюжинных навыков: прежде всего, почти шпионского умения внедряться в чужую среду. Филипп провел с группировками Del Vikings и Panthers достаточно времени для того, чтобы французские «неформалы» начали считать его за своего. Отсюда такая естественность снимков: девушки в нарядах a la 1950-е и их татуированные спутники танцуют, катаются на раритетных авто, флиртуют и не расстаются с сигаретами.

«Викинги» были одержимы эпохой рок-н-ролла и пинапных красоток. В то время, как остальной мир пережил нашествие панков и погрузился в электронную стихию синти-попа, они предпочитали оставаться вызывающими ретроградами: слушали рокабилли и наряжались, как герои послевоенных музыкальных комедий. О том, что ностальгический тренд сохранял актуальность до конца 1980-х, свидетельствует фильм «Плакса» Джона Уотерса, выпущенный в 90-м (хотя и задуманный как пародия). Подобные межкультурные взаимодействия — в данном случае, между американцами и французами — совсем не редкость. Например, английские моды 1950-х ориентировались на стильных итальянцев: это касалось не только сшитых на заказ костюмов, но и средств передвижения — британцы массово пересаживались на компактные скутеры.

Французские тусовщики на фото Шанселя выглядят не такими уж безобидными: нередко позируют с бейсбольными битами, буквально источая тестостерон. Кадры «Викингов» перемешаны со снимками группировки Panthers, да так, что порой и не разберешь, кто где. «Пантеры», позаимствовавшие название у американской леворадикальной организации, занимались борьбой за права черного населения. Подобные настроения не были чужды и «Викингам», и тем забавнее, что «банды» вдрызг переругались друг с другом, а потом и вовсе прекратили существование.

На вернисаже директор МАММ Ольга Свиблова рассказала, что открыла для себя Шанселя практически случайно: когда обошла международную ярмарку Paris Photo и уже отчаялась увидеть что-нибудь новое, необычное. Все было хорошо и правильно, но скучно. Но всегда ведь должно оставаться место для эксперимента — будь то конкретная чья-то судьба или существование целого пласта искусства. С этой мыслью зрители отправились в залы экспозиции: смотреть на тех, кому 35 лет назад жизнь казалась удивительным и рискованным путешествием.