Олимпийская сборная

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

24.11.2016

В Государственном историческом музее проходит выставка «Боги и герои Древней Греции» — центральное событие перекрестного года двух наших стран. Проект, включающий 135 экспонатов, среди которых есть предметы с историей в пять тысяч лет, способен перевернуть привычные представления об античной мифологии. 

Большинство посетителей со школьной скамьи твердо знают: Дионис — бог виноделия, Аполлон — бог света, а Зевс, их могучий отец, ведает всей землей. Между тем рациональный подход мешает по-настоящему понять мировоззрение древних. Удивительно, но те люди видели мир в куда более мрачных тонах, чем нынешние европейцы. Жизнь казалась им бессмысленной, а боги помогали ситуативно, чуть ли не потакая собственным капризам. Все, что оставалось в подобной ситуации, — быть стоиками.

Античные верования поначалу имели аморфный вид, однако затем боги обрели человеческие черты. Их пантеон первым описал Гесиод в знаменитой поэме «Теогония». Ставшая для древних почти священным текстом, она показала: вслед за космогонией (учением о происхождении Вселенной) пришла космология — тщательное описание миропорядка, его классификация. Определилась иерархия богов, а сами они, словно люди, принялись интриговать, сотрудничать и соперничать друг с другом — в общем, строить небесный демократический полис, аналог которому возводили греки на земле.

Нынешняя экспозиция вряд ли заполнит все информационные лакуны, но может дать зрителям импульс. Кратко, в хронологическом порядке представлены важнейшие вехи. Вначале — примеры ранних культур Эгейского бассейна. Например, минойской, господствовавшей на Крите. Одно из типичных скульптурных изображений — грубоватая женская фигурка с воздетыми к небу руками (1200–1100 гг. до н.э.). Как полагают исследователи (Карл Кереньи и др.), подобная поза свидетельствует об эпифании: явлении божества.

Островные верования повлияли на религию материковой Греции. Так, видимо, с Крита перекочевал культ Диониса — божества, связанного с праздничной стороной жизни. Одновременно его фигура символизировала водную, хтоническую, загробную стихию и в этом смысле была противоположностью Аполлону — «светлому», солнечному двойнику. На выставке показаны два типичных образа Диониса. Первый — довольно архаичный: мужчина с густой бородой. Рядом — прекрасный андрогинный юноша, чья прическа украшена гроздьями винограда: более привычное изображение бога опьянения и экстаза.

Экспозиция рассказывает и о древних таинствах. Скажем, элевсинских мистериях. В этих празднествах участвовали только посвященные: считалось, что таким образом можно обеспечить себе счастливую жизнь в загробном мире. С сопутствовавшим обрядом инициации связан культ Деметры, богини плодородия, ее скульптурное воплощение тоже можно увидеть на выставке (конец IV — начало III в. до н.э.).

Специальный раздел знакомит с пантеоном богов. Конечно, разместить в одном зале огромную «семью» олимпийцев — невыполнимая задача, поэтому показаны наиболее важные фигуры. В частности, Аполлон: римская копия скульптуры из храма в Пифионе. Рядом — Артемида, богиня охоты, покровительница всего живого на земле (II в. н.э.).

Между богами и простыми смертными существовал еще один «класс» — герои. Самый известный из них — Геракл: о нем напоминают статуэтка (350–325 гг. до н.э.) и миниатюрный алтарь с картинками знаменитых подвигов (I в. н.э.). Отдельно чествуется Александр Македонский, умерший в 32 года, однако успевший завоевать полмира — его владения простирались от Греции до Индии. В экспозиции есть портрет полководца, вытесанный из белого мрамора (II в н.э.). А о битвах, в которых участвовали эллины, свидетельствует древняя амуниция: позеленевшие бронзовые шлемы, проржавевшие наконечники копий и дротиков...

Особого внимания заслуживают расписные вазы с черными фигурами, а также хронологически более поздние — с красными. Изображения мифологических персонажей — Зевса, Посейдона, Гефеста — изумляют потрясающей реалистичностью. Прекрасное понимание анатомии, изящность линий, заимствованная много веков спустя модерном, искусная композиция. И боги здесь почти как люди — то сражаются, то милуются. Впрочем, за привычной антропоморфной оболочкой скрывается древний космос, современному человеку почти непонятный, однако опосредованно, через европейскую цивилизацию, формирующий каждого из нас.