О дивный новый Рим

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

03.08.2016

В музее-заповеднике «Абрамцево» открылась выставка академика Алексея Шмаринова «Прогулки по Италии». Представлена графика (нередко — лаконичные листы из путевого блокнота), созданная в 1960–1980-е. Художник впервые побывал на Апеннинском полуострове в начале шестидесятых. Южная природа и роскошная архитектура произвели на мастера ошеломляющее впечатление. И хотя Алексей Дементьевич отказался назвать экспозицию «сентиментальными прогулками», вычеркнув лишний, по его мнению, эпитет, соприкосновение с эпохой погружает зрителей в состояние ностальгии. 

На черно-белых, монохромных зарисовках, выполненных фломастером, мы видим очертания Рима, Флоренции, Венеции, Вероны… Большая часть датируется 1961 годом: будто смотришь кино времен итальянского неореализма. О простых местных нравах напоминает, например, набросок из Неаполя — узкая мощеная улочка, между домами на веревках сушится белье. Эту картину и сегодня можно застать во многих итальянских городах, включая декадентскую Венецию, но отчего-то ясно: работа Шмаринова лишь немного разминулась во времени с шедеврами Росселлини и Висконти. Еще одна ассоциация — Джанни Родари, его протесты против социального неравенства, обличенные в форму детских сказок, были опубликованы как раз в 50-е.

Особенно любопытны сценки из итальянской жизни. Фиксируя диковинную заграничную реальность, мастер порой использует дополнительные цвета. Скажем, этюд «Рим. Бензоколонка Аджип» (1961) выполнен не только черным, но также желтым и синим фломастерами. Здесь опять щемит сердце от милого ретро: пузатые баки, смешные старомодные автомобили... А одна из известнейших улиц вечного города — Виа Венето — предстает в зареве огней рекламы (художник добавил в палитру оранжевый и красный).

Остры и наблюдательны портреты встреченных итальянцев. Мусорщик из Венеции, несмотря на непрестижную профессию, ослепительно элегантен (как и положено представителю этой нации): сидит на перилах моста, небрежно закинув ногу на ногу, и читает книгу. Другой интересный эскиз — монахиня, по лицу которой, кажется, можно прочесть всю ее жизнь.

Из более поздних поездок художник привез мастерски сделанные изображения пушистых пиний, неотъемлемой части римского пейзажа, и легкие размытые акварели. На открытии выставки справедливо заметили: в работах Алексея Дементьевича чужая страна предстает знакомой и родной — и неважно, если зритель ни разу не был в Италии. А каменный римский патриций со вселенским знанием в глазах (рисунок 1983 года) словно хочет сказать: Рим — это город, который всегда с тобой.