Семейные музы

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.03.2016

ГМИИ им. А.С. Пушкина предлагает погрузиться в суровую красоту северного Возрождения. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» представляет работы художников прославленной династии, впервые в России собранные на одной площадке. Авторы творили, когда завершилась эпоха Средневековья. В моду вошел гуманизм, а отрицание греховной земной жизни сменилось интересом к человеку. В такой ситуации появление практичного Лукаса Кранаха Старшего было почти закономерным. 

Родившийся в 1472 году в городке Кронах (от названия произошла фамилия живописца), в начале XVI столетия художник перебрался в Виттенберг. Здесь дела быстро наладились: он стал придворным живописцем. Позже получил в дар фамильный герб — змейку с крыльями, держащую в пасти рубиновое кольцо: «торговый знак» легко отыскать на его работах. Открыл типографию, где печатал труды лидера Реформации Лютера, и дослужился до бургомистра. 

Особые отношения связывали Кранаха Старшего с власть имущими, в том числе с курфюрстом Саксонским Иоганном Фридрихом Великодушным, а также его женой Сибиллой — любимой моделью и музой живописца. Безымянные дамы, многочисленные венеры и лукреции — все они получили ее лицо: треугольное, с небольшим подбородком и раскосыми глазами. Преданность этой семье художник сохранил до конца дней. Когда курфюрст потерял власть и вынужден был уехать в Веймар, живописец последовал за ним. Кранах Старший скончался в 1553-м. Покровители пережили его на несколько месяцев.

Впрочем, человеческие неурядицы, взлеты и падения не отразились на картинах. Влияние готики, заочное знакомство с итальянскими мастерами и тяга к аллегориям — вот тот фундамент, на котором Кранах Старший выстроил свой стиль. Выставка недаром называется «Между Ренессансом и маньеризмом»: произведения немца мало похожи на работы итальянцев, поражающие простотой и величественностью. Его модели — как, например, героини показанных в Москве картин «Венера и Амур» (1509) и «Адам и Ева. Грехопадение» (1527), — наделены узкими длинными телами, необычными для красавиц Возрождения. 

Художник годами доводил стиль до совершенства, а затем «передал» сыну, Лукасу Кранаху Младшему. Ему же досталась и мастерская отца в Виттенберге, где, как на «Фабрике» Энди Уорхола, картины создавались при участии многочисленных помощников. На выставке можно увидеть несколько работ Кранаха Младшего и его брата Ганса, рано ушедшего из жизни. В частности, кисти Лукаса принадлежит знаменитое произведение «Суд Париса» (1540-е) на сюжет из древнегреческой мифологии. Есть и гравюры, в том числе — портрет Сибиллы: сын не стеснялся эксплуатировать найденные отцом образы. Бюргерская расчетливость, карьерные амбиции (Кранах Младший тоже стал бургомистром), стремление избежать крайностей и даже некоторый конформизм — вот в чем можно обвинить художников этой династии. Но только не в отсутствии таланта, ведь лицо Мадонны, изображенное Лукасом Кранахом Старшим, — само воплощение совершенства и чистоты.