Фотограф в солнечном городе

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.12.2015

Центр фотографии имени братьев Люмьер полностью обновил экспозицию. Самый интересный из представленных проектов — «Большой стиль Наума Грановского», ретроспектива известного архитектурного фотографа. 

Проработав почти 60 лет корреспондентом фотохроники ТАСС, Грановский ездил по стране и снимал стремительно менявшийся облик городов: на выставке можно увидеть фотографии из разных уголков СССР. Прежде всего, его привлекал «сталинский ампир». Например, роскошные санатории — почти дворцы, построенные в грузинском Цхалтубо. Или, казалось бы, утилитарное здание — аэропорт в Тбилиси, на удивление, пышный и торжественный. Есть кадры, сделанные в Киеве: Крещатик и мирная площадь, которой в будущем суждено стать майданом... А также снимки Минска, Воронежа, Баку...

Впрочем, главным источником вдохновения для Грановского была Москва. План глобальной перестройки столицы, предложенный еще Ле Корбюзье, не был воплощен в жизнь и сталинскими архитекторами. Однако новые здания в стиле ампир существенно преобразили Белокаменную. И Грановский не мог остаться в стороне. На выставке есть снимки Тверской — тогда улицы Горького: просторной, почти пустой, засаженной деревьями. Высотки, помпезная ВДНХ, умытые дождем ночные проспекты... Его фотографии — строгие, академичные, без лихих ракурсов — представляют интерес и в качестве исторических документов. Часто ли увидишь, как города буквально «сбрасывают кожу» — избавляются от старых, деревянных кварталов? На одном из фото любопытный контраст: масштабное сталинское здание и двухэтажные бревенчатые домики — проспект Мира образца 1950-х. На другом — милые старомодные авто: например, такси «Победа». 

Выставка наводит на мысли о феномене «сталинского ампира» — смеси ар-деко и неоклассики, ориентированной на античные образцы. С одной стороны, подобные здания унифицировали облик населенных пунктов СССР, с другой — нередко встречались и национальные мотивы (например, в Баку). В этом парадокс «большого стиля». Фотографии Грановского показывают, какими бы стали советские города, если бы эстетическую программу воплотили в жизнь: просторными, величественными, залитыми солнцем, как Москва той эпохи.