Одним Римом мазаны

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

04.12.2015

Фонд IN ARTIBUS представляет выставку, посвященную 400-летию со дня рождения художников Сальватора Розы и Гаспара Дюге. Экспозиция, получившая название «Вдохновленные Римом», посвящена Вечному городу, точнее его влиянию на творчество живописцев, которых искусствоведы частенько сравнивают друг с другом. 

Сальватор Роза, бунтарь и выскочка, покинул родной Неаполь в девятнадцатилетнем возрасте. Артистическая общественность Рима встретила его настороженно — юношу упрекали в слабом знании анатомии. Дурную службу Розе сослужил и злой язык: обладатель множества талантов, поэт и музыкант, он написал сатирическую комедию, направленную против известного архитектора Лоренцо Бернини. В итоге неаполитанцу пришлось уехать во Флоренцию, где он прожил почти десять лет при дворе Медичи. Вернувшись в 1649 году в Рим, художник так и не смог избавиться от имиджа enfant terrible: несмотря на известность, его не приняли в Академию святого Луки.

Иной, куда более спокойной, была жизнь его современника Гаспара Дюге. Сестра живописца вышла замуж за Никола Пуссена, и Гаспар фактически стал его учеником, а после смерти прославленного зятя и вовсе взял его фамилию — из уважения и для коммерческой выгоды. В отличие от Розы, он успешно получил членство в Академии святого Луки. Да и заказами обделен не был: на счету Дюге — цикл из двадцати пейзажей для главного зала дворца Дориа—Памфили в Риме и серия фресок, в том числе — для дома Бернини.

На выставке представлено около пятидесяти произведений Розы и Дюге. В экспозиции можно увидеть пейзажи — буйные и дикие, которые особенно ценили представители романтизма. Кроме того, здесь есть офорты: художники понимали, что гравюра — хороший способ познакомить со своим творчеством потенциальных заказчиков. Любопытна графика Сальватора Розы: в быстрых зарисовках пером некоторые видят влияние Риберы, с которым итальянский художник скорее всего познакомился в Неаполе. Необыкновенны пейзажи Дюге — роскошные самодостаточные виды, где фигуры, наряженные в античные одежды, оказываются лишь второстепенными деталями. И, конечно, оба живописца с изощренностью представителей барокко воссоздавали на полотнах облик счастливой Аркадии, которая для них, влюбленных в Рим, была совсем рядом.