Полотна о главном

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.11.2015

В выставочном зале Союза художников России открылась экспозиция «Взгляд в настоящее»: живопись Валерия Полотнова и графика его дочери, Анастасии Полотновой. Тема, близкая обоим художникам — российская глубинка. Для Валерия Павловича это разговор особый: он появился на свет в совхозе «Красный Октябрь» Горьковской (ныне Нижегородской) области. Те места давно обезлюдели — на одной из картин запечатлены родные края: поле, бурьян... 

За плечами Валерия Полотнова — этюды, сделанные примерно в сорока городах России. На выставке можно увидеть старинные Муром, Коломну, Владимир, Углич, Арзамас... Есть и портреты земляков. При этом его «деревенская поэзия» — иная, чем у Пластова. Лица — тонкие и интеллигентные — совсем не похожи на пышущих здоровьем крестьянок. Как вспоминает Валерий Павлович, его педагог в Суриковке академик Дмитрий Мочальский удивлялся: разве так выглядит сельский житель? На что Полотнов отвечал: целину покоряли одни люди, а его современники уже совсем другие.

«Деревенская» тема близка и Анастасии Полотновой: в ее интерпретации сельская жизнь предстает маленьким раем, где можно запускать змея на берегу реки, дремать в гамаке, валяться на пляже с книжкой и ломтиком арбуза... Художница показала работы, выполненные в сложнейшей технике цветной литографии: редкой и не исчезнувшей лишь благодаря стараниям энтузиастов.

Недавно отец и дочь совершили поездку на север. Валерий Павлович рассказывает, что влюбился в сдержанную гамму местной природы. На выставке представлены выполненные им виды Териберки, печально известной по фильму «Левиафан». Как отмечает художник, на картинах изображены не бутафорские «киношные» кости, а остовы лодок и баркасов:

— Местные жители их не разбирают. Они остаются на берегу и умирают, словно люди.

А на заднем плане — вечность: горы. Для Валерия Полотнова важны константы нашего бытия: скалы, небо... И еще степи. Ведь именно там — настоящее.