22.10.2015
Аземша окончил факультет графики Института им. Репина. Еще студентом проявил себя ярко, начав сотрудничать с «Детгизом». Даже дипломную работу придумал нетривиальную: иллюстрации к «Задонщине». В то время, а на дворе стоял 1975 год, художники нечасто обращались к русской истории. Что касается Аземши, то он не только переосмыслил традиции прошлого, но и навсегда впитал визуальный код старины, который нет-нет, да и проявлялся во многих произведениях.
Важную роль в его жизни сыграла журнальная иллюстрация. Аземша печатался в «Пионере» и «Неве», а также десять лет — с 1978 по 1988 год — был главным художником «Костра». Параллельно оформлял книги, причем с большим успехом. Скажем, рисунки к «Бременским музыкантам» (1978) были отмечены в немецком каталоге, выпущенном к 200-летию братьев Гримм, как одни из лучших.
По свидетельствам знакомых, он скрупулезно подходил к работе. Изучал литературу, смотрел справочники: у художника была огромнейшая библиотека. Любую мелочь тщательно продумывал, хотя, всегда казалось, рисовал набело. Особенностью Аземши была также любовь к акварели: текучей, полупрозрачной, но при этом насыщенной.
Разглядывая его произведения, невольно вспоминаешь другого выдающегося иллюстратора — Митурича-Хлебникова. Безусловно, у каждого из графиков свой стиль. Объединяет их потрясающая легкость, сочетающаяся с железным контролем и виртуозным рисунком.
Любимый художник нескольких поколений, создавший иллюстрации к Аксакову, Бажову, Саше Черному, Аземша ушел слишком рано. В частности, не успел завершить проект «Ономастикон «Мертвые души», посвященный Гоголю: нарисовал лишь около сорока персонажей из двухсот. Утешить может одно: отведенное ему время этот человек, обладавший невероятной трудоспособностью, точно не тратил впустую — ни одной минуты.