Свежие персики

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

09.10.2015

Государственная Третьяковская галерея представляет грандиозный проект: «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»Организаторы решились на беспроигрышный ход: показать лучшие работы художника. Всего здесь более ста живописных полотен и полторы сотни произведений графики, разместившихся на трех этажах. 

Встречает посетителей «Девочка с персиками» (1887), не утратившая — несмотря на растиражированность — свежести и очарования. Вообще именно свежесть — то, к чему сознательно стремился Серов и что подкупало его современников. Недаром он считался великолепным портретистом, хотя некоторым его работы казались чуть ли не уродливыми: слишком уж настоящими выглядели модели. Впрочем, высокопоставленных заказчиков такой подход устраивал. Младший сын Александра  III, Михаил, позировал ему всего три сеанса, но получился, по словам царя, «как живой» (Серов использовал этот этюд для подготовки группового портрета «Император Александр  III с семьей», который был уничтожен в Харькове во время Великой Отечественной войны) .

Изображения Романовых занимают на выставке центральное место. Самый поразительный — непарадный портрет Николая  II (1900), написанный в подарок царице Александре Федоровне. Сложно поверить, что эта картина — серый фон, скромная тужурка, большие внимательные добрые глаза — всего лишь авторское повторение, выполненное сразу после окончания работы над оригиналом. Первый вариант не сохранился: погиб в 1917 году во время штурма Зимнего дворца.

Не менее удачны изображения Юсуповых. Например, молодого Феликса Феликсовича — будущего убийцы Распутина. Артистичный и утонченный, князь, невероятно похожий на мать, красавицу Зинаиду Юсупову (те же пронзительные голубые глаза и джокондовская улыбка), держит за лапу своего любимца, бульдога Гюгюса (1903). Есть здесь и изображения самой Зинаиды Николаевны, в том числе картина, на которой она похожа на маркизу XVIII века (1900–1902). Известно, что нелюдимый Серов испытывал к княгине искреннюю симпатию. А вот с конным портретом ее мужа (1903), выполненным, впрочем, безупречно, связан забавный момент. Ироничный Валентин Александрович писал жене: «Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого — вполне понимаю».

Среди других героев — Ермолова, Римский-Корсаков, близкие друзья художника, Левитан и Коровин… Большая часть картин — из «арсенала» Третьяковки и Русского музея, однако некоторые приехали из-за границы. В частности, знаменитый, выполненный в духе модерна «Портрет М. Н. Акимовой» (1908), который Серов считал своей лучшей работой, прибыл из Армении. А из парижского Орсе впервые после революции привезли портрет двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895) .

Раздел, посвященный графике, демонстрирует, что художник Леонид Пастернак не зря говорил про Серова: «Острый глаз, острый карандаш». Лица близких (суровое — матери, нежное — Елизаветы Мамонтовой, жены известного мецената, опекавшей Серова), психологичные карандашные автопортреты… И, наконец, театральная часть, ради которой в Москву впервые привезли занавес, созданный Серовым к балету «Шехеразада» для антрепризы Дягилева.

Замыкает выставку античная тема, которая, если б не ранняя смерть художника, смогла бы стать новым этапом творчества — на стыке архаики и модерна. Особо любопытны три варианта «Похищения Европы» (1910) (из Третьяковской галереи и Русского музея) и портрет Иды Рубинштейн (1910), вызвавший в свое время грандиозный скандал. Не имевшая хореографического образования, чувственная и хищная, танцовщица позировала художнику обнаженной. Ее образ передан условными средствами, превращающими картину почти в наскальное изображение, знак.

Сложно сказать, каким стал бы Валентин Серов, поживи он еще хотя бы десять лет. Очевидно одно: несмотря на любовь к серому цвету и нелюдимый характер (художник даже нарисовал на себя шарж «Скучный Серов» (1910–1911), который тоже можно увидеть на выставке), мастер продолжил бы удивлять. Однако у его истории оказался иной финал.