07.08.2015
В картинах витебского мастера отразились модные течения первой половины XX века. Средиземноморское буйство красок причудливо сочетается здесь с кубической или сюрреалистической игрой форм. При этом обращение к Ветхому Завету — священному тексту и для христиан, и для иудеев — отнюдь не выглядит странным. Современники Шагала, не меньшие реформаторы изобразительного искусства, нередко увлекались классическими сюжетами. Скажем, Сальвадор Дали создал литографии по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот». Шагал для работы над Книгой Книг (серия увидела свет в 1960-м) выбрал ту же технику — надо отметить, крайне трудоемкую: ему понадобилось около тысячи камней.
Художник обращался к библейским мотивам и раньше. Например, рисовал Мадонну с младенцем на заснеженных улицах Витебска. Вообще Шагал с удовольствием преображал обыденность: на многих полотнах губернский город превращается в нездешнюю реальность. В другой раз — раздвигаются стены тесной комнатушки, позволяя влюбленным парить в воздухе («День рождения», 1915). Ветхозаветную серию он выполнил иначе: почти в земном ключе. Эсфирь, Иов или Рахиль предстают персонажами вполне конкретных древних историй. А Шагал — светским художником, впитавшим культурные коды иудео-христианской цивилизации. И, конечно, не обошлось без фирменных красок — ярких, густых, насыщенных. Превращающих каждую встречу с его картинами в событие.